Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который предусматривает дополнение оснований расторжения контракта в одностороннем порядке.
Законом предлагается упростить механизм расторжения государственных (муниципальных) контрактов. Предусматривается, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Документом, в частности, определяются действия заказчика в случае одностороннего расторжения контракта им самим или поставщиком. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. Поставщик вправе принять такое решение, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом заказчик имеет право, провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертной организации до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика или поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней после даты надлежащего уведомления соответствующей стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта. Если в течение этого срока поставщиком устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы, то не вступившее в силу решение должно быть отменено. При повторном нарушении данное правило не применяется.
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов по решению суда или в случае принятия, заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует требованиям к участникам торгов или представил недостоверную информацию о своём соответствии таким требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Информация о расторжении контракта размещается заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта, если эти сведения не составляют гостайну. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по итогам размещения гособоронзаказа, могут быть установлены Законом «О государственном оборонном заказе».