Правительство РФ подготовило законопроект с поправками, касающимися аудиторской тайны, в ст. 82 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности). Документ фактически снимает ограничения по раскрытию информации для налоговых органов, которые существуют сегодня в российском законодательстве. Сейчас законопроект проходит процедуру ОРВ.
Как следует из пояснительной записки к документу, изменения вносятся в связи с присоединением России к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. По этой причине наша страна законодательно закрепила обязанности банков предоставлять информацию налоговым органам по банковским счетам клиентов в случаях, когда это предусмотрено действующими международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Присоединение к названной Конвенции произошло в рамках подготовки к прохождению первой фазы обзора Глобального форума в целях урегулирования законодательных вопросов налоговой транспарентности и обмена налоговой информацией.
По итогам первой фазы упомянутого обзора утвержден доклад. В нем приведены рекомендации по внесению изменений в законодательство, которые нужно реализовать в ближайшее время. Следует сказать, что обзор проводился на предмет соответствия нормативной правовой базы РФ, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В свою очередь Правительство РФ утвердило Перечень поручений по реализации рекомендации ОЭСР (от 28.12.2012 № ИШ-П13-8118). Во исполнение п. 5 названного перечня и разработан комментируемый законопроект.
Напомним, что согласно ст. 9 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация или индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам. Аудиторы также не вправе разглашать подобные сведения/содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались данные услуги. Исключение составляют только случаи, предусмотренные российским законодательством. Причем аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми он заключил трудовые договоры. Естественно, что речь идет об оказании услуг, предусмотренных законом об аудиторской деятельности.
Законопроект как раз и вводит исключение из данного требования. Так, часть 3 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности дополняется новым абзацем. Он гласит, что составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми заключены трудовые договоры, при оказании прочих услуг, предусмотренных п. 1—5 и 8 ст. 1 названного закона, представляются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы РФ по их требованиям, направляемым в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Упоминание об аудиторской тайне исключается и из п. 4 ст. 82 Налогового кодекса РФ.
В пунктах 1—5 и 8 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности речь идет об услугах, связанных с аудиторской деятельностью. К таким услугам относятся только те услуги, при оказании которых аудиторы могут получать и (или) составлять сведения и документы, имеющие непосредственное отношение и значение для налогообложения экономического субъекта. В их числе:
— постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— бухгалтерское консультирование;
— налоговое консультирование;
— постановка, восстановление и ведение налогового учета;
— составление налоговых расчетов и деклараций;
— анализ финасово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
— юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в суде, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах госвласти и местного самоуправления;
— разработка и анализ инвестиционных проектов;
— составление бизнес-планов.
По мнению авторов законопроекта, если налоговые органы получат доступ к упомянутым сведениям и документам, повысится качество процедур налогового администрирования, поскольку у инспекторов появится возможность использовать дополнительные источники информации для выявления налоговых правонарушений, борьбы с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством.
Кроме того, налоговики смогут обмениваться полученной от аудиторов информацией со своими коллегами в других странах. В частности, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.