Госдума рассмотрит в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Законом вносятся изменения в Гражданский, Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в КоАП РФ и ряд ФЗ, направленные на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций.
В частности, на банки возлагаются обязанности сообщать налоговому органу об открытии, закрытии, а также изменении реквизитов счетов физлиц, вкладов (депозитов); по запросам налоговых органов – выдавать им справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) физлиц и (или) об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физлиц. Данный запрос может быть направлен в банк только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя) ФНС России и только в случаях проведения в отношении этих физлиц налоговых проверок или истребования у них документов в целях налогового контроля. Эти изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
На лиц, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, возлагаются новые обязанности: обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме; передать налоговому органу квитанцию о приёме таких документов в электронной форме в течение 6-ти дней со дня их отправки налоговым органом (в случае непередачи такой квитанции налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика.
Расширяются права налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС. Так, в случае выявления несоответствий и расхождений налоговому органу не только предоставляется право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные документы и др., но и производить осмотр территорий и помещений проверяемого лица, а также документов и предметов. Декларации по НДС, по общему правилу, должны теперь подаваться в электронной форме.
Физлица получают право направлять в регистрирующий орган возражения о предстоящем внесении данных о нём в ЕГРЮЛ. Не допускается участие в реорганизации юрлица организации, находящейся в процессе ликвидации; также значительно дополняется перечень оснований для отказа в госрегистрации юрлиц.
Результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) могут направляться в налоговые органы для использования ими в области налогового контроля, при защите интересов государства в делах о банкротстве и при госрегистрации юрлиц. Банки обязаны по судебному решению выдавать органам, осуществляющим ОРД, справки по операциям и счетам юрлиц и ИП, а также по операциям, счетам и вкладам физлиц при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершённых преступлений, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, вводится новое понятие «бенефициарный владелец» - это физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц), владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) клиентом – юрлицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Вводится обязанность клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, предоставлять информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарах указанным организациям.
Все активы, обоснованно подозреваемые в причастности к террористической деятельности, будут блокироваться (замораживаться). Соответствующее решение будет приниматься межведомственным органом при президенте РФ либо в случае, если в отношении подозреваемых лиц уже есть процессуальные решения о причастности к терроризму.
Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, даётся право отказать клиенту в совершении операции в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников такой организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации/отмывания доходов, полученных прёступным путём, или финансирования терроризма.
Значительно усиливается уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств (ст. 174 и ст. 1741 УК РФ):
- в предмет легализации денежных средств включаются доходы от всех видов преступной деятельности, в том числе полученных при совершении преступлений, предусмотренных статьями «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», «Неисполнение обязанностей налогового агента», «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» УК РФ;
- снижается величина отмывания, совершённого в крупном размере - сделки на сумму более 1,5 млн руб. (сейчас – на сумму более 6 млн руб.), вводится уголовная ответственность за отмывание в особо крупном размере – сделки на сумму более 6 млн руб.;
- снижается величина невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, за которое наступает уголовная ответственность – невозвращение в сумме более 6 млн руб. (сейчас – в сумме более 30 млн руб.);
- предлагается установить уголовную ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
В Гражданском кодексе РФ вводится презумпция достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. До госрегистрации юрлица, изменений его устава или до включения иных данных в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в этот реестр.
Регистрирующий орган (в установленных законом случаях) обязан будет информировать заинтересованных лиц о предстоящей госрегистрации изменений устава юрлица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухучёта организации. Порядок передачи таких документов определяется организацией самостоятельно.