В России появилось новое нецензурное слово из трёх букв. Но это не то, о чём вы подумали. Это – ЕГЭ.
«Система, призванная дебилизировать наше подрастающее поколение», «непрозрачность», «утечки в Интернет»… А давайте посмотрим на эту проблему глазами наших детей, которые сейчас сдают этот Единый государственный экзамен.
Они готовились. Они переживают. Они знают, как это сложно. «Дебил» точно не сдаст Единый государственный экзамен. И они точно знают, что не участвуют ни в каких коррупционных схемах. И они точно знают, что они – молодцы, сдавая этот государственный экзамен.
ЕГЭ не критикует только ленивый, и я присоединюсь ещё к этой критике. Но надо назвать хотя бы два фактора, за которые ЕГЭ можно похвалить. Первое – он действительно даёт шанс нашим талантливым детям получить очень хорошее образование в тех учебных заведениях, не попав в которые, они не смогли бы развить свой талант. И второе – по последним опросам, 80% наших сограждан, и детей, и их родителей, отдают предпочтение системе ЕГЭ перед предыдущей системой, потому что она более прозрачна.
Конечно, система ЕГЭ не идеальна. Я назову пять проблем и предложу пять решений. Первое – сейчас система ЕГЭ приводит к тому, что в последних классах дети перестают заниматься по тем предметам, по которым не планируют сдавать ЕГЭ. Это можно поправить, вернув в число критериев для приёма в высшее учебное заведение средний балл аттестата. И это мы сделаем. Кроме того, надо учитывать медали, которые, к сожалению, сейчас не учитываются.
Второе – система ЕГЭ не даёт стимула детям говорить. Их не учат говорить. Если бы Александр Сергеевич Пушкин в лицее сдавал ЕГЭ, то у старика Державина не было бы никаких шансов его заметить и благословить, сходя в гроб. Я уверен – надо ввести устный компонент в ЕГЭ по языкам и по литературе.
Третье – нынешняя система ЕГЭ не создаёт стимулов учиться писать. Я думаю, многие из нас научились писать, когда писали сочинения, когда готовились к поступлению в вузы, куда надо было сдавать сочинения, как предмет. Я уверен – надо вернуть сочинение, хотя бы в качестве компонента в ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Четвёртое – много говорят об утечках в Интернете. Проблема, на мой взгляд, здорово преувеличена. В Интернет утекли единицы правильных вариантов на море вариантов фальшивых, сознательно фальшивых. При том, что сегодня в стране по каждому ЕГЭ разрабатывается пять тысяч вариантов, в последний момент из них отбирается тысяча и на каждый часовой пояс приходятся порядка ста различных вариантов – поэтому вариант, который утёк на Дальнем Востоке, может иметь отношение к какой-то части Дальнего Востока, но не ко всей стране.
Много говорят о том, что эти утечки приводят к тому, что на Северном Кавказе какие-то заоблачные результаты ЕГЭ. Есть уже результаты по русскому языку этого года – количество отличников в Республике Чечня, которую всегда подозревают в повышенной коррупционности, в двадцать раз меньше, чем в среднем по России. Поэтому надо увеличивать количество вариантов – и проблема будет решена.
Проблема классов и того, что происходит в классах решается установкой камер. Уже на экзаменах в этом году в Московской области половина всех классов оснащена камерами. И конечно, локальные системы глушения телефонной связи – такие существуют, например, в каждой китайской школе, где проходят экзамены.
Поэтому, критикуя ЕГЭ и предлагая улучшения, давайте поздравим тех наших детей, которые сдали этот Единый государственный экзамен и пожелаем, чтобы все их мечты сбывались.