Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».
Законопроектом, в частности, уточняются бюджетные полномочий участников бюджетного процесса, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля.
Также уточняются понятия и содержания государственного (муниципального) финансового контроля, как контроля за бюджетными правоотношениями, а также определяются границы его правового регулирования, методы и объекты государственного (муниципального) финансового контроля.
Определяются основные принципы осуществления внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. К внешнему контролю предлагается отнести – деятельность Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований, к внутреннему – деятельность Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля. Определяются полномочия указанных органов по осуществлению финансового контроля.
Предусматривается, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий физлицам (в действующей редакции – физлицам - производителям товаров, работ, услуг).
Межбюджетные трансферты, распределение которых между субъектами РФ не утверждено законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, распределяются в ходе исполнения федерального бюджета после рассмотрения проектов методик и предложений по распределению соответствующих межбюджетных трансфертов между субъектами РФ рабочей (трёхсторонней) группой по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ, состоящей из членов СФ, депутатов ГД и представителей Правительства РФ.
На органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), возлагается обязанность предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Росфиннадзором в целях осуществления ею анализа исполнения указанными органами бюджетных полномочий. Эти органы и Росфиннадзор проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счётным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учётом особенностей, установленных федеральными законами.
Устанавливается, что объектами контроля, в частности, являются: финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты); государственные корпорации и государственные компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Предлагается под встречными проверками понимать проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Расширяется перечень правонарушений в сфере бюджетного законодательства, а также усиливается ответственность за каждое нарушение бюджетного законодательства РФ.