28 июня – День социального предпринимателя.
Если на Западе социальный предприниматель прочно занял определенную нишу бизнесменов, которые создавая продукт, то есть зарабатывая, решают социальные проблемы, то в России социальное предпринимательство только набирает обороты. Нужна законодательная база, чтобы социальный предприниматель получил официальный статус, заявил «ЭЖ» директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Владимир Яблонский.
Такое заявление он сделал в связи с отмечаемым в мире 28 июня Днём социального предпринимателя. По его словам, сегодня в России насчитывается около 7 тысяч предприятий социальной направленности, функционирующих главным образом за счёт активной работы различных фондов и некоммерческих организаций. Например, фонд Вагида Алекперова «Наше будущее».
Правда, многие не знают, что такое социальный бизнес и не считают себя его представителями, считает В. Яблонский. По его мнению, причин этому две:
- социальное предпринимательство не признано как особый вид деятельности;
- социальное предпринимательство не имеет основной платформы для развития и государственной поддержки.
Когда в Италии в 1991 году юридически закрепили термин «социальный кооператив», количество социальных предприятий в стране выросло в разы. Сейчас социальный бизнес имеет законодательную поддержку в Великобритании, Франции, Португалии, Испании, Греции, Бельгии, Польше.
В настоящее время АСИ совместно с заинтересованным бизнесом формирует для Правительства РФ программу по созданию особых условий поддержки социальных предпринимателей. С тем, чтобы к 2020 г. объём рынка отечественных социальных услуг вырос до 15 трлн. руб., вовлечь в эту сферу до 10% предпринимателей. Сегодня этот показатель не превышает 2%. Программа включает в себя меры по упрощению процедур регистрации и ведения деятельности, внедрению современных механизмов финансирования, развитию институтов частно-государственного партнёрства в социальной сфере.