За 5 лет рынок торговой недвижимости РФ удвоился

| новости | печать

Об этом говорится в исследовании консультанта в области торговой недвижимости «Магазин магазинов».

По данным компании, совокупный объём российского рынка качественной торговой недвижимости (суммарная арендуемая площадь в торговых центрах современного уровня) по данным на 1 июля 2013 г. составил около 13,8 млн кв. м. За период с начала 2008 года данный показатель увеличился в 2,3 раза. При этом среднегодовой темп прироста объёма качественных торговых площадей варьировался от 1,2 до 1,7 млн кв. м за год.

В 2008 году зафиксирован рекордный темп прироста рынка, за тем было замедление, вызванное последствиями экономического кризиса. В течение 2012 года наблюдалось восстановление темпов роста рынка, что отразилось в итоговом показателе объёма нового предложения площадей (почти 1,7 млн кв. м).

В начале 2009 года доля Москвы в структуре качественного рынка торговой недвижимости России составляла 35%, а к середине 2013 года данный показатель снизился до 30%. В последние годы доля столицы в объёме нового предложения снижается – регионы становятся всё более привлекательными для девелопмента торговой недвижимости.

Как заметили консультанты, рынок торговой недвижимости развит в России неравномерно. Одним из главных факторов привлекательности является численность населения города, т. е. потенциал его потребительского рынка. Как правило, чем крупнее город, тем более высокий уровень развития рынка торговой недвижимости ему свойствен, что выражается в показателе обеспеченности населения площадями в качественных торговых центрах.

Так, совокупный объём арендуемых площадей в торговых центрах современного уровня в Москве составляет 4,07 млн кв. м (уровень обеспеченности ими населения города –340 кв. м на 1000 жителей), в Санкт-Петербурге – 1,96 млн кв. м (395 кв. м на 1000 жителей), в городах с численностью населения более 1 млн человек – 3,84 млн кв. м (в среднем 258 кв. м на 1000 жителей), в городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек – 1,89 млн кв. м (в среднем 151 кв. м на 1000 жителей), в городах с численностью населения от 300 до 500 тыс. человек – 1,18 млн кв. м (в среднем 118 кв. м на 1000 жителей).

«По мере насыщения рынка торговой недвижимости в мегаполисах акцент смещается в сторону меньших по численности населения городов. И в настоящее время мы наблюдаем соответствующую тенденцию: значительная часть заявленных к открытию в 2013 году проектов расположена в сравнительно небольших городах», — сообщили авторы исследования.

По их данным, всего же на вторую половину 2013 года в целом по России запланирован ввод 45 проектов совокупной арендуемой площадью 1,53 млн кв. м. В случае ввода всех заявленных объектов, общий годовой объём нового предложения составит 1,86 млн кв. м (что является рекордным показателем за все последние годы).