Индикаторы ситуации в промышленности Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) показали, что в июне производство опустилось в отрицательную зону, где спрос пребывает с сентября прошлого года. Впрочем, разрыв между этими показателями сократился — видимо, промышленность стала меньше работать «на склад» и гибче реагировать на спрос.
Как всегда, ИПЕМ отразил итоги развития промышленности через свои индикаторы: в июне 2013 г. индекс ИПЕМ-производство в годовом выражении составил –0,4%, индекс ИПЕМ-спрос — –4,5%. Напомним, что в мае эти индексы имели значения +1,2 и –5,9% соответственно. Но эксперты института постоянно указывали на большой разрыв между производством и спросом, поэтому данные за июнь могут говорить о том, что промышленность стала меньше затоваривать свои склады в силу устойчивого низкого спроса на продукцию.
За январь - июнь по отношению к соответствующему периоду 2012 г. индекс ИПЕМ-производство составил +0,6%, ИПЕМ-спрос — –5,1% (за пять месяцев было +0,8 и –5,2% соответственно). Аналитики ИПЕМ отмечают, что официальные данные Росстата о динамике промышленного производства (ИПП) в мае также показали отрицательный прирост. Они вновь напоминают, что разрыв в динамике индексов производства и спроса во многом связан с ростом складских остатков — за I квартал прирост остатков грузов на складах грузоотправителей ж/д транспорта составил 1,3 млн т, и основная часть была обеспечена строительными грузами.
Расчёт индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп, как и в мае, показал, что рост спроса наблюдается только в низкотехнологичных отраслях (+10,4% к июню 2012 г., +6,5% с начала года). По отраслям, производящим товары инвестиционного спроса, наблюдается устойчивое падение спроса: высокотехнологичные (–10,1% и –8,3%), среднетехнологичные (–4,8% и –6,2%). Незначительный рост добывающих отраслей в июне, несмотря на рекордные абсолютные значения добычи нефти, не позволил им продемонстрировать положительную динамику по итогам полугодия (+0,4% и –0,02%).
Основным «локомотивом» российского экспорта остается уголь. Общий прирост экспорта на фоне снижения мировых цен и высокой базы прошлого года оказался не столь значительным (всего +7,9% за полгода). Однако в июне темпы прироста экспорта вышли на прошлогодний рекордный уровень (+22,3%), отмечают эксперты. Столь высокий результат во многом получен благодаря искусственному субсидированию экспортных поставок за счёт внутреннего рынка через тарифы на железнодорожные перевозки. Несмотря на формальную отмену кодов исключительных тарифов (КИТ), стоимость перевозки на экспорт остается на 10-20% ниже, чем во внутреннем сообщении.
О работе российской промышленности на экспорт наглядно говорят и данные о грузообороте морских портов в 1-м полугодии 2013 г. (+4,7%). Драйверы роста — уголь (+14,9%), минеральные удобрения (+17%), нефть и нефтепродукты (+10,3%). Снизилась перевалка зерна (–72,5%), руды (–8,5%), лесных грузов (–29,4%), чёрных металлов (–17,6%). Возможная демонополизации экспорта СПГ с 2014 г. и рост экспорта газа по альтернативным направлениям может в будущем поддержать промышленные индексы, считают эксперты ИПЕМ.
Несмотря на рост экспорта по некоторым направлениям, положительное сальдо торгового баланса России в январе - мае 2013 г. снизилось на 14,8%: импорт вырос на 2,8%, экспорт снизился на 5,2%.
Неуклонно замедляется оборот розничной торговли, являвшейся одним из основных локомотивов роста спроса на внутреннем рынке (с +7,9% в I квартале 2012 г. и +4% в I квартале 2013 г. до 2,9% в мае). Тенденция сокращения объёмов розничного кредитования не предполагает положительного прогноза динамики розничной торговли, предупреждают эксперты. Одно из самых значительных снижений наблюдается на автомобильном рынке (–11% в июне).
Комментируя сегодня полученные данные на телеканале РБК-ТВ, заместитель руководителя Департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков сказал, что говорить о рецессии пока рано, а поддержать производство и экономический рост могли бы крупные проекты с большим мультипликативным эффектом. Как пример он, в частности, назвал строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань.