Решение Центрального банка РФ дать российским банкам дополнительное время для перехода к новым стандартам Basel III и снизить первоначально запланированный уровень минимальных требований к капиталу приведёт к ослаблению краткосрочного давления на достаточность капитала и росту спроса банков на гибридные инструменты. Так считают в Службе кредитных рейтингов компании Standard & Poor’s. 29 июля она распространила сообщение о том, что в целом пересмотр планов соответствует ожиданиям рынка и экспертов, поскольку даёт российским банкам дополнительное время для реализации новых стратегий.
Напомним, что план ЦБ РФ включает трёхмесячную отсрочку перехода на новые стандарты — до 1 января 2014 г., а также снижение минимального требования к базовому капиталу с 5,6% до 5,0%, к капиталу первого уровня – с 7,5% до 5,5% с последующим повышением до 6,0% с 1 января 2015 г.
Standard & Poor’s не исключает возможности новой отсрочки на ещё более длительный срок, поскольку Банк России планирует синхронизировать начало введения требований Basel III c Евросоюзом и США.
После трёх лет быстрого роста активов, опережающего темпы роста нераспределённой прибыли, запас прочности капитала (превышение фактического норматива достаточности капитала над минимальным) российских банков сократился. Обусловленный высоким отношением собственного капитала к активам низкий уровень капитализации и готовность к принятию рисков остаются одним из основных факторов, негативно влияющих на кредитоспособность российских банков, заключает международное рейтинговое агентство. Кроме того, за первые пять месяцев 2013 года регулятивный норматив достаточности капитала для российских банков (Н1) снизился с 14,7% до 13,5%. Главным образом вследствие роста кредитования примерно на 17% в годовом выражении.
В Standard & Poor’s полагают, что трудности ближайшего времени являются необходимым компромиссом в условиях замедления темпов роста российской экономики. Но долгосрочные последствия введения рекомендаций Basel III должны иметь положительное значение для кредитоспособности российских банков, поскольку заставят их придерживаться более взвешенных стратегий роста и более консервативной политики в отношении капитала.