Российский экспорт нефти: что дальше? Таким вопросом озаботились аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе можно ожидать падения темпов роста потребления нефти в мире и, как следствие, снижения спроса на неё со стороны импортеров. Перспективы газа выглядят благополучно.
Эксперты ЦМАКП напоминают, что в 2012 г. в России было добыто немногим более 526 млн т нефти, что составило 12,8% мирового объёма. По этому показателю Россия является второй в мире, уступая только Саудовской Аравии. Второй в мире, уступая той же Саудовской Аравии, наша страна является и по экспорту нефти, обеспечивая 9% мировых поставок. По данным ФТС России, в прошлом году на нефть и нефтепродукты пришлось 54% общего российского экспорта. Получается, что половина российского товарного экспорта зависит от конъюнктуры глобального рынка одного товара – нефти.
Однако наблюдаемые аналитиками Центра тенденции развития мировой энергетики говорят, что в долгосрочной перспективе можно ожидать сжатия мирового спроса на нефть и, как следствие, либо отсутствия роста, либо даже снижения цен на неё, что приведет к снижению стоимостного объёма российского нефтяного экспорта. Причём, в отличие от кризиса 2008-2009 гг., эти тенденции носят долгосрочный характер:
1. Снижение мирового энергопотребления;
2. Снижение доли нефти в структуре мирового энергопотребления;
3. Изменение географической структуры мирового рынка нефти.
Общий уровень мирового потребления энергии по-прежнему растёт, отмечают эксперты, однако рост спроса на энергоносители замедляется под действием двух факторов:
1. Снижение темпов роста экономик развитых стран Европы и США, а в последнее время – и Китая.
2. Развитие энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности экономик многих стран мира. В период с 2000 г. по 2010 г. объём ВВП, произведённого на 1 кг нефтяного эквивалента использованной энергии увеличился в ЕС на 14%, в США – почти на 20%, в Китае – на 32,5%, в Японии – на 12%.
В результате действия этих факторов средний темп прироста мирового энергопотребления, составивший в 2000-2008 гг. 2,8%, снизился в 2008-2011 г. до 2% даже с учётом восстановительного роста в 2010-2011 гг.
Структура мирового энергопотребления также меняется в сторону снижения доли нефти: за период с 2000 г. по 2011 г. она сократилась с 38 до 33%. При этом с 25 до 30,3% увеличилась доля угля (главным образом, за счёт Китая).
Отдельно эксперты ЦМАКП упоминают альтернативные источники энергии. Их доля пока незначительна, но за тот же период она увеличилась с 0,6 до 1,6%. Если в 2005 г. инвестиции в развитие «чистой» энергетики в мире составили 80 млрд долл., то в 2012 г. – почти 270 млрд долл. И хотя в отношении перспектив некоторых видов альтернативной энергии существует неопределённость в вопросах расширения масштабов использования (биотопливо), их совокупная доля будет только расти, очевидно аналитикам. Особенно это касается стран ЕС, являющихся основным импортером российской нефти: их абсолютные объёмы потребления энергии снизились в период с 2008 г. по 2011 г. по всем источникам, кроме возобновляемых, показавших почти двукратный рост.
Что касается природного газа, то пока его доля стабильна (порядка 24%), однако изменения, происходящие в сфере мировой добычи этого ресурса (развитие производства СПГ, добыча сланцевого газа в США, попытки добычи газа из гидратов в Японии) также
дают основания ожидать роста его мирового потребления в долгосрочной перспективе, что также неизбежно будет способствовать сжатию мирового рынка нефти.
Кроме того, вектор технологического развития основного потребителя нефти в мире – транспорта - выражен ростом энергоэффективности транспортных средств и доли среди них автомобилей с небензиновыми двигателями, что также указывает на возможность снижения в долгосрочной перспективе спроса на нефть. Например, за 15 лет, с 1997 г. по 2012 г. при росте энергопотребления сферой транспорта США на 8,3% использование ею газа возросло почти в четыре раза. По прогнозу U.S. Energy Information Administration, общее потребление энергии транспортной отраслью останется постоянным в период до 2040 г., однако почти половина продаваемых к этому году машин будет иметь небензиновый двигатель.
Совокупное действие указанных факторов привело к снижению прироста мирового потребления нефти: если в 2000-2007 гг. его среднегодовой уровень был равен 1,65%, то в 2008-2011 гг. – всего 0,4%, что является самым низким показателем среди всех видов ископаемого топлива.
Общим местом в дискуссиях о развитии мировой экономики стало признание того факта, что центр её роста смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, что справедливо и для мирового рынка нефти. Если же говорить только о рынке нефти, то смещению её экспортных потоков в регион АТР дополнительно способствует и действие двух указанных выше экспертами ЦМАКП факторов.
В результате, если с 2000 по 2012 г. доля США в мировом потреблении нефти снизилась с 25 до 20%, Европы – с 26 до 21%, то доля стран АТР увеличилась за тот же период с 28 до 34%.
Такое перераспределение явилось причиной, по которой российские компании в последние годы налаживают сотрудничество с азиатскими странами. В частности тому ярким недавним примером стало подписание в июне этого года контракта «Роснефти» с китайской CNPC о поставке в течение 25 лет 360 млн т нефти на сумму 270 млрд долл.
Таким образом, развитие экспорта российской нефти в страны АТР отчасти способно компенсировать снижение спроса со стороны европейских стран.
Однако аналитикам ЦМАКП это решение кажется временным, так как наблюдаемые тенденции развития мировой экономики в целом и мирового рынка нефти в частности уже привели к торможению глобального спроса на нефть, которое, с высокой долей вероятности, продолжится и в будущем, рано или поздно затронув все регионы мира.