Федеральный закон от 23.07.2013 № 215-ФЗ
«О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Уточнен порядок налогообложения процентных доходов иностранных организаций и начисления амортизации.
Отменено ограничение, согласно которому положения подп. 3 п. 1 ст. 309, подп. 7, 8 п. 2 и п. 2.1 ст. 310 НК РФ могут применяться только к правоотношениям по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшим в связи с размещением обращающихся облигаций, выпуск которых осуществлен до 1 января 2014 г.
Таким образом, начиная с 2014 г. налоговым агентам не нужно будет уплачивать налог с доходов иностранных организаций от источников в России по долговым обязательствам, которые возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций, независимо от даты их выпуска.
Утверждены переходные положения, связанные с начислением амортизации по объектам, права на которые подлежат государственной регистрации. В отношении амортизируемого имущества, введенного в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., амортизация должна начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию прав. Если по такому объекту налогоплательщик стал начислять амортизацию с 1 января 2013 г. при отсутствии документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию, он освобождается от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций. Изменения вступят в силу с 23 августа 2013 г.
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансовым операциям»
Новации получил ряд законодательных актов, в том числе и Налоговый кодекс.
Рассматриваемый закон ужесточает действующее законодательство о налогах и сборах. В поправках, внесенных в Налоговый кодекс, нет ни одного благоприятного для налогоплательщиков изменения.
Уточнен порядок:
— взыскания недоимки;
— приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках;
— предоставления банками информации о наличии счетов, вкладов (депозитов);
— проведения налоговых проверок;
— представления налоговых деклараций по НДС лицами, не являющимися плательщиками этого налога.
Приказ ФНС России от 11.07.2013 № АС-7-6/235@
«Об утверждении форматов технологических документов, используемых при приеме по ТКС заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков»
Налоговые органы утвердили форматы документов, используемых при приеме по ТКС заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков.
Комментируемый приказ налоговых органов утвердил три формата документов:
— квитанция о приеме;
— сообщение о проставлении отметки налогового органа;
— уведомление об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа.
Утверждение новых форматов документов потребовалось после того, как приказом ФНС России от 14.05.2013 № ММВ-7-2/173 были внесены изменения в Методические рекомендации по ведению информационного ресурса «Таможенный союз — обмен», с помощью которого налоговые органы России, Республики Беларусь и Казахстана получают информацию о взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в Таможенном союзе.
Новые форматы документов начнут применяться с 9 сентября 2013 г. С этой же даты утратит силу приказ ФНС России от 29.07.2011 № ММВ-7-6/476, которым утверждены соответствующие документы, применяемые в настоящее время. Заметим, что их состав отличается от форматов документов, содержащихся в рассматриваемом приказе.
Приказ ФНС России от 03.07.2013 № ММВ-7-8/231@
«О внесении изменений в приказ ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@»
Изменен порядок исчисления процентов за пользование чужими денежными средствами при возврате (зачете) налоговых платежей.
В случае нарушения сроков возврата переплаты налоговых платежей и возмещения сумм НДС и акцизов налоговики должны начислять проценты за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
При начислении процентов налоговики пользуются приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам». В нем установлено, что проценты рассчитываются исходя из ставки рефинансирования, деленной на 365 (на 366, если год високосный).
Теперь в этот документ внесены изменения, согласно которым при расчете процентов число дней в году берется равным 360 дням.
Таким образом, размер процентов за просрочку возврата налоговых платежей увеличится.
Письмо Минфина России от 26.07.2013 № 03-05-04-02/29850
Разъяснен порядок применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство.
С 1 января 2008 г. в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).
Повышающий коэффициент применяется только в отношении земельных участков, права на которые зарегистрированы начиная с 1 января 2008 г.
При получении нового свидетельства на участок в связи с изменением его категории или вида его разрешенного использования правообладатель земельного участка остается прежним.
Поэтому, если после 1 января 2008 г. вид разрешенного использования участка, права на который были зарегистрированы до этой даты, меняется на «для жилищного строительства» без изменения правообладателя земли, повышающий коэффициент не применяется.
Письмо Минфина России от 25.07.2013 № 03-07-11/29474
В случае получения покупателем премий за достижение определенного объема закупок продовольственных товаров оснований для восстановления принятых к вычету сумм НДС не имеется.
С 1 июля 2013 г. действует п. 2.1 ст. 154 НК РФ, согласно которому выплата покупателю премии за выполнение им определенных условий договора поставки, включая приобретение определенного объема товаров, не уменьшает стоимость отгруженных товаров для целей исчисления НДС продавцом товаров. Исключение составляют случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму такой премии предусмотрено указанным договором.
В отношении премий покупателю продовольственных товаров действуют специальные правила, установленные в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно им премия за достижение определенного объема закупок продовольственных товаров подлежит включению в цену договора и не учитывается при определении цены товаров.
Таким образом, вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии за достижение определенного объема закупок указанные премии не изменяют стоимость ранее поставленных товаров. Соответственно, отсутствуют основания для восстановления сумм налоговых вычетов по НДС у покупателя.
Письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29309
Финансисты высказались по поводу возможности учета расходов на размещение рекламного модуля, в котором указано название товарного знака, находящегося на госрегистрации.
По мнению Минфина, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты на размещение в рекламном модуле информации с указанием на название товарного знака относятся к ненормируемым расходам на рекламу. Но только при условии, что компании принадлежит право использования этого товарного знака.
При этом отмечается, что исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). Такое право действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1491 ГК РФ).
Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии свидетельства на товарный знак расходы на размещение рекламного модуля, в котором указано название такого товарного знака, в целях налогообложения учесть нельзя. Ведь в этом случае у компании не будет документального подтверждения права использования этого товарного знака.
Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03-02-08/26094
Разъяснен вопрос возможности совмещения разных видов проверок.
Налоговые органы наделены правом проводить как выездные налоговые проверки, так и проверки применения организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники. Каждая из проверок имеет свой самостоятельный предмет контроля.
Финансисты отметили, что Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не установлено ограничение на проведение проверки соблюдения требований законодательства о ККТ одновременно с проведением выездной налоговой проверки.
Таким образом, из разъяснений специалистов финансового ведомства можно сделать вывод, что налоговики в ходе проведения выездной налоговой проверки вправе проверить и соблюдение компанией требований законодательства о применении ККТ.
Письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589
Финансисты рассказали о последствиях представления декларации по почте.
По общему правилу налоговые органы могут приостановить операции по счетам организации в банках, если в течение десяти дней по истечении установленного срока она не представила декларацию в налоговый орган. Такое правило установлено в п. 3 ст. 76 НК РФ.
Административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, урегулированы административные процедуры по приему налоговых деклараций, а также установлены основания для отказа в их приеме. Так, в приеме декларации будет отказано, если она представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит ее прием (подп. 6 п. 28 Административного регламента).
Но если налоговая декларация, в которой неправильно указан КПП налогоплательщика, отправлена на бумажном носителе по почте в налоговый орган, в компетенцию которого входит прием этой налоговой декларации, налоговики не могут отказать в ее приеме. И в этом случае нет оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ.
Отметим, что под налоговым органом, в компетенцию которого входит прием налоговой отчетности, нужно понимать инспекцию, в которой организация состоит на учете.
Письмо ФНС России от 21.06.2013 № ЕД-4-3/11203@
Контрольные соотношения к налоговой декларации по УСН приведены в соответствие с действующим законодательством.
Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс, в том числе в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Согласно поправкам с 1 января 2012 г. на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не распространяется 50-процентное ограничение по уменьшению начисленного налога на сумму страховых взносов.
В этой связи из контрольных соотношений исключены соотношения 3.1, 4.3.6, 4.3.7, а соотношения 4.2.1, 4.3.4, 4.3.5 и 4.3.8 изложены в новой редакции.
Кроме того, уточнен справочник сокращений, применяемых в контрольных соотношениях. Напомним, что контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, были доведены до налоговых инспекций письмом ФНС России от 07.10.2009 № ШС-2-4-3/333дсп@ и используются налоговыми органами при проведении проверок деклараций.
Письмо ФНС России от 20.06.2013 № ЕД-4-3/11174
Налоговые органы разъяснили порядок представления в составе бухгалтерской отчетности пояснений.
Специалисты ФНС России довели до нижестоящих налоговых органов письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285 о составе бухгалтерской отчетности. В нем рассмотрен вопрос о необходимости представления в составе бухгалтерской отчетности пояснений.
Этот вопрос возник не случайно. Дело в том, что с 1 января 2013 г. начал действовать Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). В части 1 ст. 14 этого Закона определен состав бухгалтерской отчетности. В него входят:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о финансовых результатах;
— приложения.
Как видите, о необходимости представлять пояснения к бухгалтерской отчетности в Законе № 402-ФЗ ничего не говорится.
Однако специалисты финансового ведомства и налоговые органы считают, что организации все же обязаны представлять пояснения к бухгалтерской отчетности. Это связано с тем, что состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах определен приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Этот документ продолжает действовать и по сей день. Ведь согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются действующие сейчас правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В пунктах 3 и 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н сказано, что в состав приложений включаются и пояснения. Поэтому организации обязаны их представлять при сдаче бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Письмо Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/4/20244
Финансисты рассмотрели вопрос о правомерности учета компанией при расчете налога на прибыль расходов на обеспечение профсоюзной организации помещением, оргтехникой и средствами связи
В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Работодатель предоставлял в бесплатное пользование выборным органам профсоюзной организации помещения, оргтехнику и компьютеры, средства связи, а так же обеспечивал охрану и уборку помещений. Возникал вопрос: может ли организация-работодатель учесть названные расходы для целей налогообложения прибыли?
Специалисты Минфина России не видят для этого никаких препятствий. Свою позицию финансисты обосновали следующим образом. Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации (ст. 377 ТК РФ). Кроме того, если численность работников компании превышает 100 человек, то работодатель должен обес-печить профсоюз оргтехникой и средствами связи. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
Поэтому расходы, связанные с предоставлением выборным органам первичных профсоюзных организаций вышеназванного имущества, нельзя рассматривать в качестве необоснованных расходов, так как обязанность по предоставлению такого имущества установлена законом. Следовательно, такие расходы учитываются при расчете налога на прибыль на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.
А вот премии, выплачиваемые работодателем освобожденным и штатным профсоюзным работникам, учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Это связано с тем, что они не являются лицами, выполняющими работы по договору гражданско-правового характера с работодателем, и не состоят с ним в трудовых отношениях. Поэтому уменьшить налоговую базу на сумму таких премий не получится.
Письмо ФНС России от 21.06.2013 № ПА-4-6/11289
Налоговики разъяснили порядок вступления в силу приказов ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ и от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@.
С 4 июля 2013 г. государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется по новым правилам. Это связано с тем, что с указанной даты утратило силу постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. Вместо этого документа начали действовать:
— приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
— приказ ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».
В связи с этим налоговики сообщили, что с 4 июля 2013 г. при создании, в том числе путем реорганизации, юридического лица, или приобретении физлицом статуса ИП, или создании крестьянского (фермерского) хозяйства документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, является свидетельство и прилагаемый к нему лист записи. При внесении изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП таким документом будет служить лист записи. Документы оформляются по формам, утвержденным вышеназванными приказами ФНС России.