Минфин России опубликовал на своем сайте итоговый отчет о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации
В документе отдельный раздел посвящен оптимизации и повышению эффективности налоговых льгот. Он подготовлен экспертами Высшей школы экономики. В нем сказано, что понятие налоговой льготы очень размыто — прямо наличие льгот в Налоговом кодексе предусмотрено только для земельного налога и налога на имущество организаций. Другие «льготы» не определены как льготы и являются просто «особенностями налогообложения» по тем или иным налогам. Это создает путаницу в понимании, что является льготами, а что — нет. Необходимо определение базовой структуры основных налогов и выделение из нее статей налоговых расходов (а также смешанных статей, содержащих элементы и базовой структуры налога, и льгот — при их наличии) в целях избежания разночтений.
В конструкции налоговых льгот рекомендуется избегать различных перечней, утверждаемых кем-либо, например правительством. Это позволит исключить лоббирование интересов отдельных групп лиц и настроить льготы на поддержку перспективных сдвигов в экономике.
Существующие налоговые льготы предлагается исследовать на предмет возможности их частичной замены более подходящими инструментами бюджетного стимулирования. Отмечается, что налоговые стимулы предпочтительнее, когда важнее максимизировать число лиц, которым предназначена мера, нежели минимизировать число избыточных требований на предоставление льготы.
По отдельным налогам документ содержит конкретные рекомендации по совершенствованию льгот. Так, по налогу на прибыль предлагается отказаться от норм, позволяющих коммерческим организациям получать в дар от своих акционеров или участников имущество и деньги без налоговых последствий (подп. 3.4 и подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Документ содержит рекомендацию пересмотреть список продукции, для которой предусмотрена льготная ставка в 10%, в частности, отменить льготную ставку НДС для СМИ.
Для предприятий, использующих УСН, в целях сохранения простоты схемы налогообложения и снижения административных издержек имеет смысл отказаться от требований обязательного ведения бухучета. Это требование, введенное в 2013 г., существенно усложнило процесс уплаты налогов, сводя на нет все преимущества использования УСН.
В области страховых отчислений от фонда оплаты труда предлагается сохранить на долгосрочной основе льготные ставки для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей как инструмент поддержки предпринимательской активности.