По данным Генпрокуратуры, прокурорами возбуждено 2,8 тыс. дел об административных правонарушениях по ст. 5.59 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
По результатам их рассмотрения мировыми судьями свыше 2 тыс. должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 10 млн руб. При этом 90% административных дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, нарушения в деятельности которых выявлены во всех субъектах РФ, остальные – в отношении должностных лиц региональных органов власти, в основном жилищных инспекций по субъектам, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, а также учреждений и организаций, осуществляющих публично значимые функции.
По данным Генпрокуратуры, всего в 1-м полугодии 2013 г. прокурорами выявлено около 30 тыс. нарушений в этой сфере правоотношений.
В целях их устранения принесено свыше 2,5 тыс. протестов на незаконные правовые акты, внесено около 7 тыс. представлений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, 236 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона. По итогам рассмотрения актов реагирования более 4,7 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
По постановлениям Генпрокуратуры РФ мировыми судьями привлечены к административной ответственности 8 должностных лиц министерства труда и социальной защиты РФ, министерства образования и науки РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Поводами для возбуждения административных дел в большинстве случаев являются факты нарушения права граждан на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, несоблюдения требования закона о рассмотрении обращения в 30-дневный срок и переадресации обращений в 7-дневный срок для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в обращении вопросов.