Реформа жилищно-коммунального хозяйства протянется еще не один год. Но и спустя 4-5 лет подводить итоги будет рано. Такие «оптимистичные» речи прозвучали на III всероссийском форуме руководителей предприятий ЖКХ в Москве.
Суть реформы ЖКХ в России не во всеобъемлющей приватизации в отрасли. Главное в том, у кого будут реальные деньги – у частных управляющих компаний или у государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Даже в «продвинутых» странах ЕС ровно половину жилищно-коммунальных услуг населению оказывают… муниципальные предприятия, другую половину – частные компании. И это там, где либерализация в этой сфере идет 15-20 лет.
Причины пробуксовки либерализации в этой сфере во всем мире одни и те же – это коррупция и снижение качества оказываемых услуг. У нас к этому надо добавить, что самым надежным плательщиком было и остается население, а государство не несет ответственности перед ним даже по продекларированным обязательствам и продолжает само себе регулировать тарифы. И бизнес неохотно идет в ЖКХ – частным инвесторам ни к чему лишние риски. Даже запустившие в 2003-2004 гг. несколько инвестиционных проектов крупные компании, в частности, РАО ЕЭС, Газпром, Базэл, Интеррос, Евразхолдинг, Альфа, постепенно сворачивают свои программы.
После обсуждения проблем в отрасли и путей их решения сделан парадоксальный вывод: россиянам все же не грозит перспектива остаться немытыми в гостях у родственников, дрожащих над каждой каплей, как это часто происходит в странах с либеральным жилищно-коммунальным комплексом.