Реставраторы разных стран будут регулярно собираться в России, чтобы обсуждать общие проблемы и принимать коллективные решения по сохранению памяти цивилизации. Такое решение принял прошедший 25-26 сентября в Москве первый международный съезд реставраторов. Его участники высказались за общий сбор раз в два года и непременно в разных городах России, поскольку наша страна обладает уникальными объектами человеческой истории и является общепризнанным лидером в сфере сохранения и восстановления объектов исторического наследия.
По состоянию на 1 января 2013 г. в РФ насчитывалось более 144 тыс. объектов культурного наследия. И это не считая музейных и архивных фондов, в которых каждая единица хранения – носитель памяти человечества. Всё это требует тщательного ухода и бережного восстановления. По данным Министерства культуры РФ, только половина (54%) недвижимых объектов культурного наследия находится в хорошем и удовлетворительном состоянии, а 5% памятников архитекторы, истории и монументального искусства признаны аварийными. В 2012 году утрачено 40 архитектурных и 19 археологических объектов.
Дискуссия на съезде, в работе которого приняли участие 1300 представителей 12 стран и 75 российских регионов, была открытой и острой. Много вопросов вызвало, например, намерение организаторов съезда создать саморегулируемую организацию реставраторов. Уже на заключительной пресс-конференции на вопрос «ЭЖ», в какое СРО записать человека, подковавшего блоху – кузнецов или ювелиров, заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов ответил, что выбор остаётся за самим мастером, а создание саморегулируемой организации вызвано тем, чтобы сферу реставрации освободить от недобросовестных самозванцев и не потерять при этом ни одного уникального специалиста. С этой же целью съезд высказался за создание Союза реставраторов России.
Равнодушных на пленарных заседаниях и «круглых столах» не было, именно этим вызвано решение собираться вместе регулярно. Глубоко символично, что резолюция первого форума реставраторов мира была оглашена в восстановленном здании Большого театра, перед началом ещё одного шедевра человеческого творчества – балетом Петра Чайковского «Лебединое озеро».