Госдума приняла в первом чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Законопроект основан на положениях Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах и впервые сформирован на основе утверждённых правительством РФ государственных программах РФ, охватывающих основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти. При этом доля «программных» расходов федерального бюджета, превысит 90% от общего объёма расходов.
Предлагается утвердить следующие основные характеристики бюджета.
Доходы: в 2014 г. – 13 570,5 млрд руб. (18,5% ВВП); в 2015 г. - 14 564,9 млрд руб. (18,3% ВВП) и в 2016 г. - 15 905,7 млрд руб. (18,3% ВВП), в том числе прогнозируемый объём дополнительных нефтегазовых доходов в 2014 г. составит 615,6 млрд руб.: в 2015 г. – 384,9 млрд руб., в 2016 г. – 381,7 млрд. руб.
Расходы: в 2014 г. – 13 960,1 млрд руб. (19% ВВП), в 2015 г. – 15 361,5 млрд руб. (19,3% ВВП), в 2016 г. – 16 392,2 млрд руб. (18,9% ВВП). Условно утверждаемые расходы: в 2015 г. - 384,0 млрд руб.; в 2016 г. - 819,6 млрд руб.
Дефицит федерального бюджета: в 2014 г. – 389,6 млрд руб. (0,5% ВВП); в 2015 г. – 796,6 млрд руб. (1,0% ВВП); в 2016 г. – 486,5 млрд руб. (0,6% ВВП).
Объём ВВП: в 2014 г. – 73 315 млрд руб. (рост на 3%), в 2015 г. – 79 660 млрд руб. (рост на 3,1%); в 2016 г. – 86 835 млрд руб. (рост 3,3%).
Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.2015 - 7 245,5 млрд руб.; на 01.01.2016 - 8 466,5 млрд руб.; на 01.01.2017 - 9 335,5 млрд руб.
Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.2015 - 71,9 млрд дол. (55,3 млрд евро): на 01.01.2016 - 78,8 млрд дол. (60,6 млрд евро); на 01.01.2017 - 88,5 млрд дол. (68,1 млрд евро).
Уровень инфляции: в 2014 г. – 5%; в 2015 г. – 4,5%; в 2016 г. – 4,5%.
Объём Резервного фонда (прогноз, на начало года) составит: в 2014 г. – 2 806,9 млрд руб.; в 2014 г. – 3 191,4 млрд руб. и в 2016 г. – 3 271,5 млрд руб.
Объём Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года) составит: в 2014 г. – 2 858,5 млрд руб.; в 2015 г. –2 884,1 млрд руб.; в 2016 г. 2 937,6 млрд руб.
Функциональная структура расходов (млрд. руб.).
Наименование разделов |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Всего, в том числе: |
13 455,9 |
13 960,1 |
15 361,5 |
16,392,2 |
1. Общегосударственные вопросы |
927,6 |
1 030,9 |
1 040,5 |
1 047,4 |
2. Национальная оборона |
2 101,9 |
2 489,3 |
3 026, 9 |
3 378,0 |
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 039,5 |
2 059,6 |
2 103,1 |
2 092,2 |
4. Национальная экономика |
1 864,8 |
2 279,5 |
2 120.1 |
2 012,3 |
5. Жилищно - коммунальное хозяйство |
155,3 |
117,6 |
104,1 |
66,7 |
6. Охрана окружающей среды |
24,4 |
29,6 |
30,6 |
32,0 |
7. Образование |
687,5 |
593,4 |
623,5 |
639,2 |
8. Культура, кинематография |
98,7 |
96,0 |
95,3 |
97,4 |
9. Здравоохранение |
535,7 |
470,7 |
412,3 |
421,4 |
10. Социальная политика |
3 837,5 |
3 536,7 |
4 075,8 |
4 374,0 |
11. Физическая культура и спорт |
62,4 |
78,8 |
100,7 |
98,8 |
12. Средства массовой информации |
75,3 |
68,7 |
53,8 |
49,5 |
13. Обслуживание гос. и муницип. долга |
408,4 |
452,5 |
503,7 |
568,5 |
14. Межбюджетные трансферты |
636,6 |
656,4 |
687,0 |
695,2 |
В 2014-2016 гг. прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 г. до 18,5% в 2014 г. и до 18,3% ВВП к 2016 г., которое обуславливается в первую очередь снижением нефтегазовых доходов с 9,5% ВВП в 2013 г. до 7,9% ВВП в 2016 г. С учётом этого были оптимизированы расходные обязательства и перераспределены ресурсы на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь на реализацию положений указов президента РФ от 7 мая 2012 г, направленных на решение приоритетных задач экономического и социального развития страны.
Основными приоритетами расходов федерального бюджета являются:
1) Выполнение социальных обязательств государства, в части индексации на 5%:
- с 1 января 2014 г. объёма дотаций бюджетам субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- с 1 сентября 2014 г. - стипендиального фонда обучающихся в федеральных учебных заведениях, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов.
- с 1 января 2014 г. государственных пособий, гражданам имеющим детей.
В 2014 г. будет направлено:
- на повышение оплаты труда: педагогических работников федеральных образовательных учреждений 48,3 млрд руб.; работников учреждений культуры – 9,2 млрд руб.; научных сотрудников – 8,3 млрд руб., социальных и медицинских работников – 14,4 млрд руб.;
- на повышение размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» в 2014 г. будет направлено 7,1 млрд руб., в 2015 г. 7,6 млрд руб. и в 2016 г. 8 млрд руб.;
- на доведение уровня оплаты труда государственных гражданских служащих до конкурентного на рынке труда – 53,4 млрд руб.;
- на увеличение поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций – 660 млн руб.;
- на дотации бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы – 120 млрд руб.;
- на ликвидацию аварийного жилья – 45,4 млрд руб.
2) Финансовое обеспечение развития пенсионной системы.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2014 г. 2 448,2 млрд руб., из них: на пенсионное обеспечение – 1 679,0 млрд руб.; на социальное обеспечение населения – 467,2 млрд руб. и на выплату материнского (семейного) капитала – 301,1 млрд руб. Размер материнского (семейного) капитала в 2014 г. составит 429 408,5 руб. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии составит в 2014 г. 6 354 руб.
3) Поддержка инновационного и инвестиционного развития.
На реализацию 39 государственных программ планируется направить: в 2014 г. 8 161,1 млрд руб.; в 2015 г. 8 422,5 млрд руб.; в 2016 г. 8 547, 9 млрд руб. На реализацию 46 федеральных целевых программ направляется в 2014 г. – 956,7 млрд руб., в 2015 г. – 1 027,3 млрд руб., в 2016 г. – 925,1 млрд руб., из них расходы на проведение научных исследований и разработок составят в 2014 г. 195,9 млрд руб., в 2015 г. 201,9 млрд руб., в 2016 г. 84,3 млрд руб. При этом на развитие высоких технологий планируется направить в 2014 г. 304,4 млрд руб., в 2015 г. 323,8 млрд руб., в 2016 г. 240 млрд руб., из них на НИОКР – 180,6 млрд руб., 182,2 млрд руб., 63,8 млрд руб. соответственно, на инновационное развитие и модернизацию экономики планируется выделить в 2014 г. 2 034,4 млрд руб., в 2015 г. 2 085,8 млрд руб., в 2016 г. 2 057,0 млрд руб., в том числе на реализацию подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» в 2014 г. 15 млрд руб., в 2015 г. 9,4 млрд руб., в 2016 г. 9,8 млрд руб.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется 20 ноября 2013 года.