Определить перечень преступлений и административных правонарушений, относящихся к коррупционным, а также определение таких правонарушений и преступлений в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» предлагает депутат от «Единой России» Ирина Яровая, которая также является председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Она внесла в Госдуму РФ законопроект № 371176-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции».
Коррупционным правонарушением предлагается считать виновное деяние, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, влекущее дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Коррупционное преступление в законопроекте определяется как виновное общественно опасное деяние, сопряженное с незаконным использованием служебного положения с выгодой для себя или третьих лиц.
Кроме того, предлагается скорректировать нормы ГК РФ, посвященные требованиям к содержанию государственных и муниципальных контрактов. В них, по задумке разработчика, нужно будет указывать производителя закупаемых товаров и основания перехода собственности на них от производителя к поставщику. Кроме того, при исполнении обязательств по контракту не только подрядчиком необходимо будет указывать также данные о субподрядчиках. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу со следующего года, условия включения в контракт сведений о субподрядчиках иные (ч. 23 ст. 34).
В связи с данными изменениями планируется также дополнить ст. 7.32 КоАП РФ «Нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» новым составом – нарушение требования об указании в госконтракте соответствующих сведений о производителе, основаниях перехода права собственности на товар к поставщику и о субподрядчиках. За совершение такого правонарушения должностным лицам и организациям может грозить штраф в размере двукратной стоимости товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта.
А в УК РФ предлагается ввести новый состав преступления ст. 164.1 «Хищение бюджетных средств», за которое может быть предусмотрена следующая уголовная ответственность:
- штраф в размере 500 000 – 1 000 000 руб. или в размере дохода за полгода – год или лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом до 500 000 руб. и лишением права заниматься определенной деятельностью до пяти лет за хищение использующим бюджетные средства лицом;
- лишение свободы на срок 4 – 10 лет со штрафом от 1 000 000 – 3 000 000 руб. или в размере дохода за год – три года с лишением права заниматься с лишением права заниматься определенной деятельностью до десяти лет за то же преступление в крупном размере (более 1 млн руб.) при исполнении контракта, группой по предварительному сговору;
- 7- 15 лет без свободы, штраф 3 000 000 – 5 000 000 руб. или в размере дохода за три – пять лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 20 лет за те же преступления в особо крупном размере (6 000 000 руб.) организованной группой при исполнении контракта по оборонному заказу.
Соответствующие изменения предлагается внести и в УПК РФ.