Зампред комитета Госдумы, глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков внёс в Госдуму законопроект, позволяющий небольшим банкам участвовать в согарантировании при госзакупках и долевом строительстве.
Документом создаётся правовой механизм, при котором средние и небольшие кредитные организации, соответствующие требованиям к финансовой устойчивости, смогут обеспечить выполнение даже крупного или многоэтапного госзаказа путём предоставления нескольких банковских гарантий, в суммарной совокупности покрывающих обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя).
В настоящее время органы государственной власти, включая федеральные органы и органы субъектов РФ, самостоятельно устанавливают критерии допуска банков-гарантов к тем или иным государственным заказам в соответствии со своими предпочтениями, что не лучшим образом влияет на конкурентную среду и вовлечённость в процесс банков. С целью создания единообразных требований к банкам-гарантам законопроектом предлагается правительству РФ по согласованию с Банком России выработать единые требования к финансовой устойчивости банков-гарантов.
Ранее действовавший механизм обеспечения заявки предусматривал исключительно такие самостоятельные способы обеспечения, как внесение денежных средств в обеспечение заявки либо банковскую гарантию одного банка. Законопроектом предоставляется возможность выбрать любое сочетание способов обеспечения заявки и контракта: одна или несколько банковских гарантий, а также совмещение банковской гарантии (гарантий) с частичным довнесением денежных средств. При этом общая (совокупная) стоимость обеспечения остаётся такой же.
Законопроектом предлагается ограничить ответственность каждого гаранта (в случае предоставления обеспечения несколькими банками) в зависимости от размера (доли) участия каждого гаранта в общем объёме гарантируемых обязательств. В случае нарушения поставщиком своих обязательств данное требование позволит взыскивать всю стоимость обязательства, обеспеченную гарантиями, но в зависимости от степени вовлечённости того или иного гаранта в обеспечительный процесс.
Кроме того, отмечается, что банковская гарантия (в отличие от поручительства) является более действенным способом обеспечения обязательства и практически неоспорима со стороны лица, её выдавшего, что наиболее выгодно для участников долевого строительства в случае неисполнения застройщиком своих обязанностей. Законопроектом предоставляются дополнительные возможности согарантирования обязательства застройщика несколькими банками-гарантами перед участниками долевого строительства.