Такое мнение высказал полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, представляя президентские поправки в Конституцию, касающиеся объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов, которые Госдума рассматривает в первом чтении.
«В настоящее время, арбитражные суды и суды общей юрисдикции обладают по целому ряду вопросов, так называемой пересекающейся компетенцией, что иногда приводит к тому, что используя одни и те же материальные нормы, суды те или иные, приходят к достаточно неодинаковым выводам», - отметил Г. Минх. «Подобная ситуация не способствует стабильности гражданских, административных правоотношений, и не позволяет добиться единообразия в судебной практике. И иногда, в силу того, что суды, выражаясь упрощённым языком, отпихиваются от дел, которые им не очень нравятся, ссылаются на то, что это не их компетенция, это приводит к тому, что участники процесса теряют право на судебную защиту», - посетовал он.
В связи с этим, по его словам, предлагается создать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам по разрешению экономических споров и по иным делам подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Это будет Верховный суд РФ. «На Верховный суд в новом формате предлагается возложить и ряд полномочий, связанных с процедурами, с процессуальной формой деятельности. Это осуществление судебного надзора за деятельностью федеральных судов, а также право давать разъяснения по вопросам судебной практики», - добавил он.
При этом устанавливается переходный период сроком на 6 месяцев. В течение этого периода Высший Арбитражный суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного суда РФ. При этом судьи продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы нового Верховного суда РФ. Новый Верховный суд предлагается сформировать в составе 170 судей.
Кроме того, предлагается изменить конституционное регулирование правового статуса Прокуратуры РФ. Предлагается закрепить норму о том, что не только генеральный прокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению президента, но по этой же процедуре назначаются и заместители Генерального прокурора РФ.
Прокуроры субъектов будут назначаться на должность президентом РФ по представлению генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. «Иные прокуроры будут назначаться на должности Президентом РФ за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров», - пояснил Г. Минх.