Госдума приняла в первом чтении законопроект «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт пенсионных накоплений».
Законопроектом предлагается установить правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ.
Предлагается создать двухуровневую систему гарантирования прав застрахованных лиц:
- резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком по обязательному пенсионному страхованию: Пенсионным фондом РФ (далее – ПФР) и негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ);
- общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (далее – Общенациональный фонд), объединяющий всех страховщиков по обязательному пенсионному страхованию под управлением государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - АСВ), которое наделяется функцией конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве НПФ, являющегося страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.
Общенациональный фонд формируется за счёт: гарантийных взносов, уплачиваемых страховщиками; пеней, уплачиваемых за несвоевременную или неполную уплату гарантийных взносов; денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования АСВ, приобретённых в результате выплаты им гарантийного возмещения; средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом; доходов от инвестирования денежных средств Общенационального фонда; других доходов, не запрещённых законодательством РФ.
Источником уплаты гарантийных взносов в Общенациональный фонд для страховщика является:
- доход от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчётного года;
- при недостаточности или отсутствии дохода от инвестирования в отчётном году – средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика.
Устанавливаются предельные значения ставок гарантийных взносов на формирование Общенационального фонда. Ставка, порядок расчёта и сроки уплаты гарантийных взносов устанавливаются Банком России.
Гарантируемыми случаями предлагается считать:
- недостаток средств пенсионных накоплений на счёте застрахованного лица при его переходе от одного страховщика к другому;
- недостаток средств пенсионных накоплений, сформированных за счёт средств материнского/семейного капитала, при отказе застрахованного лица от направления указанных средств на формирование накопительной части трудовой пенсии и выборе другого направления их использования;
- недостаток средств пенсионных накоплений на счёте застрахованного лица на момент назначения ему накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты;
- недостаточность средств выплатного резерва страховщика или средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, для осуществления выплат;
- недостаточность средств пенсионных накоплений для полного исполнения обязательств перед застрахованными лицами в случае аннулирования лицензии у НПФ;
- недостаточность средств пенсионных накоплений в случае банкротства НПФ;
- снижение резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию до минимального размера, установленного правительством РФ.
Закон вступает в силу с 01.01.2014, а в части обеспечения прав застрахованных лиц на получение недостающих средств за счёт гарантийного возмещения и гарантийного восполнения применяется в отношении пенсионных накоплений, формируемых начиная с 01.01.2002.
Кроме того, в первом чтении приняты сопутствующие поправки в действующее законодательство. Законопроект разработан с целью правового регулирования отношений, связанных с установлением порядка и условий возмещения недостающих средств пенсионных накоплений при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений.
Предусматривается, в частности, внесение изменений в следующие законы:
- в закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в части уточнения сведений, подлежащих учёту в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица;
- в закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части дополнения состава сведений, отражаемых на пенсионном счёте накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица; уточнения определения сохранности пенсионных накоплений; установления обязанности негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) сформировать резерв по обязательному пенсионному страхованию и направлять в него часть имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; уточнения прав и обязанностей НПФ, управляющих компаний и застрахованных лиц.
- в УК РФ вводится ответственность за внесение должностным лицом в бухгалтерские и/или иные учётные и отчётные документы заведомо неполных или ложных сведений либо искажение содержания таких документов в целях сокрытия существенной информации о фактическом финансовом состоянии финансовой организации, а равно представление таких сведений в ЦБ РФ либо их публикация или раскрытие в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций. Устанавливается штраф в размере от 300 до 700 тыс. руб. либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев либо без такового.
Кроме того, в первом чтении приняты поправки в статью 251 части второй НК РФ. Предлагается гарантийные взносы страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений, освободить от налога на прибыль.