Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Законопроект направлен на обеспечение унификации надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия.
Предлагается дополнить перечень условий, при соответствии которым банк признаётся удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов, новым условием – если банком соблюдается установленный Банком России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк. Группы показателей финансовой устойчивости банка дополняются новой группой о прозрачности структуры собственности и уточняется состав показателей, на основании которых производится оценка групп показателей капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления. Уточняются условия и порядок прекращения права банков, включённых в реестр банков, на привлечение во вклады и (или) на счета денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Устанавливается, что Банк России, для оценки достоверности учёта и отчётности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить путём документарного анализа отчётности банка, а также на основании документально оформленных сведений, поступивших от банка, проводит в банке, ходатайствующем о выдаче разрешения, тематическую инспекционную проверку, которую предлагается не проводить, если указанные вопросы уже исследовались при проведении проверок банка, завершённых не ранее чем за 3 месяца до представления ходатайства о выдаче разрешения Банка России. Также уточняются условия, при которых банк, включённый в реестр банков, признаётся как несоответствующий требованиям к участию в системе страхования вкладов.
Устанавливается, что единоличный исполнительный орган банка, привлёкшего денежные средства физического лица после дня введения запрета Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, несёт субсидиарную ответственность за ущерб, причинённый такому физическому лицу при наступлении страхового случая.
Информация о применении Банком России к банку запрета (ограничения) на привлечение денежных средств физлиц во вклады и (или) на счета и на открытие банковских счетов физлиц, информация об отмене указанных мер размещается Банком России на его официальном сайте в сети Интернет в день вынесения соответствующего предписания, а также Агентством по страхованию вкладов на его официальном сайте – не позднее дня, следующего за днём получения соответствующей информации из Банка России. Такая информация также должна быть размещена на сайте самого банка – не позднее дня следующего за днём введения указанного запрета (ограничения) и доведена до филиалов, представительств и внутренних структурных подразделений банка – в день получения соответствующего предписания Банка России способом, обеспечивающим получение такой информации в день её направления.
В целях обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, а также для финансирования выплат возмещений по вкладам совет директоров Агентства по предложению правления Агентства вправе обратиться в Банк России с просьбой о предоставлении Агентству кредита без обеспечения на срок до 5 лет. При этом средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть использованы Агентством для исполнения обязательств по представленному кредиту.
Документ вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.