До 7 декабря 2013 г. на портале regulation.gov.ru проходит общественное обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления международных факторинговых операций».
Как сказано в пояснительной записке, законопроект направлен на предоставление доступа резидентов к открытому международному факторингу и обеспечение возможности уполномоченных банков и факторинговых компаний участвовать в финансировании резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в рамках договоров факторинга. В связи с этим экономическую конституцию страны планируют дополнить объемной статей 833.1 «Факторинг», которая будет устанавливать специальные нормы о договоре факторинга.
В частности, договором факторинга предлагается считать договор, по которому одна сторона (поставщик) передает или обязуется передать другой стороне (фактору) денежные требования, возникшие из договоров купли-продажи товаров между поставщиком и его клиентами (дебиторами). Исключения составят случаи, когда товары приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, при условии, что фактор принимает на себя выполнение финансирования поставщика, а также иных обязательств, связанных с предметом договора.
В качестве фактора договоры факторинга смогут заключать коммерческие организации.
Разработка законопроекта Минфином России связана с намерением России присоединиться к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям (п. 14 дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утв. распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р).
Помимо ГК РФ соответствующие изменения планируют внести в КоАП РФ и в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».