Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», направленный на совершенствование порядка исполнения исполнительных документов, в том числе по требованиям о выселении должника из жилого и нежилого помещения, освобождении земельного участка и сносу строения.
Законопроектом предлагается установить, что судебный пристав-исполнитель, произведя замену стороны в исполнительном производстве, направляет копию постановления об этом должнику, взыскателю, а также должностному лицу или органу, выдавшему исполнительный документ. Полномочия адвоката на участие в исполнительном производстве, подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Уточняются полномочия судебного пристава-исполнителя по проведению проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту иного органа или должностного лица. Вводится новое исполнительное действие, которое вправе совершать судебный пристав-исполнитель – зачёт встречных однородных требований, подтверждённых исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства.
Уточняется порядок извещения и вызовов в исполнительном производстве, а также перечень сведений, которые должны содержаться в повестке (ином извещении).
Дополняется новой мерой перечень мер принудительного исполнения – освобождением земельного участка от присутствия на нём должника и его имущества. Детализируются порядок передачи судебным приставом-исполнителем имущества должника на реализацию, а также исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о выселении должника, об обязании должника освободить незаконно занимаемое нежилое помещение, земельный участок и о сносе строений.
Устанавливается, что заявление о повторном возбуждении исполнительного производства, оконченного в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, может быть подано:
- по исполнительным листам, выданных на основании судебных актов (кроме судебных актов арбитражных судов о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению), судебных приказов, исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях – не ранее 6 месяцев после дня окончания исполнительного производства;
- по другим исполнительным документам – не ранее 2 месяцев.
Такие заявления могут быть поданы ранее указанных сроков при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
Увеличивается минимальный размер исполнительского сбора с должника-гражданина и должника-индивидуального предпринимателя с 500 до 1000 руб.; с должника-организации – с 5 тыс. до 10 тыс. руб. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. руб., с должника-организации – 50 тыс. руб.