Многие в последнее время спрашивают у меня, что происходит в банковской системе, в какой ситуации находятся конкретные кредитные организации. Но известно, что на рынке в интернете гуляют всевозможные «чёрные списки» неблагонадёжных организаций. Эти списки у меня вызывают улыбку. Там включены очень многие крепкие солидные кредитные организации, которые соблюдают закон и нормативы Центрального банка.
Совершенно очевидно, что такие списки распространяют недобросовестные лица из разных побуждений, кто-то хочет поймать рыбку в мутной воде, кто-то борется с конкурентами. Но я допускаю, что и политически мотивированные персоны эти списки распространяют для того, чтобы раскачать систему и получить, благодаря этому раскачиванию, политические дивиденды.
В результате этой турбулентности банки, перестраховываясь, начинают закрывать лимиты друг на друга. Банковская система работает очень просто: она принимает депозиты, добавляет моржу и далее кредитует предприятия, физических лиц. Если существует кассовый разрыв, то кредитная организация обращается к другой, у которой есть свободные деньги для того, чтобы закрыть этот кассовый разрыв. В отсутствии межбанка такая возможность исчезает, банки могут только пойти в Центральный Банк и там занять ресурсы.
Центральный банк включился в ситуацию, с начала года доля ресурсов, которую ЦБ предложил кредитным организациям возросла на 38%, а за ноябрь, в том числе с известным случаем с отзывом лицензий, доля таких ресурсов увеличилась сразу же на 12%. Благодаря таким действиям ЦБ, ситуация, в принципе, стабильная. В этом году объём кредитов, предоставленным предприятиям, юридическим лицам вырос более чем на 13% и это на 2 п. п. больше, чем в прошлом году. Правда, падают темпы роста кредитования физических лиц примерно на 10 п. п., но это позитивная тенденция, поскольку были серьёзные опасения, что быстрый темп роста потребительского кредитования может привести к образованию финансового пузыря на этом рынке и рано или поздно этот пузырь должен был бы рухнуть.
Вклады населения, не смотря на все турбулентности, растут более быстрыми темпами в этом году, чем в прошлом – на 14% они возросли, в прошлом году был рост 12%.
При этом просрочка по кредитам в целом по системе ниже, чем была, 3,7%, сейчас 3,6%.
Но, тем не менее, отзывы происходят и в этом году Центробанк отозвал уже 30 лицензий. Сравнивая с другими периодами, это не из ряда вон выходящее событие. В 2008 г. было отозвано 36 лицензий, в 2009 г. – 47, в 2010 г. – 28. В этом году, как я уже сказал, 30 лицензий. При этом эти банки не входят в первые 50 банков, которые оперируют 50% активов банковской системы.
Тем не менее, ситуация, которая сложилась в банковской системе, нас не может не беспокоить. Мы считаем, что Центральный Банк несёт ответственность за то, что сложилась такая ситуация вокруг все известной организации (я уверен, что и Центральному Банку было известно, что эта организация занимается обналичиваем средств), но тем не менее никаких решительных действий ЦБ не предпринимал. На мой взгляд, мы должны на это указать и требовать, чтобы впредь, наш регулятор, наш главный надзорный орган на этом рынке действовал более решительно и не допускал накапливания проблем.
Мы должны потребовать, чтобы ЦБ активнее боролся и с «чёрными списками», в том числе, обращаясь в правоохранительные структуры, в антимонопольную службу, если мы имеем факты недобросовестной конкуренции. К сожалению, поступают сведения, что некоторые группы организаций специально распространяют такую информацию. Надо пресечь эту деятельность, надо выходить на структуры, которые контролируют Интернет, телекоммуникационные компании и там тоже выявлять источники распространения недостоверной информации, создающие проблему на рынке. В общем-то это антигосударственная деятельность, это раскачивание нашей финансовой системы.
Далее, правоприменительная практика. Есть закон, в соответствии с которым, собственники банков должны нести ответственность за доведения до банкротства кредитные организации. Нет практически ни одного факта использования субсидиарной ответственности собственников за такие неправомерные действия. Поэтому надо потребовать с правоохранительных структур, судебных органов, чтобы такая практика существовала, и я уверен, что многие собственники банков остановятся перед тем как проводить какие-то сомнительные противозаконные операции.
У нас в Госдуме принятый в первом чтении уже давно лежит законопроект, по которому члены советов директоров хозяйственных обществ должны нести в том числе материальную ответственность за ущерб, который был нанесён обществу, за доведение этого общества до банкротства. Мы его приняли в первом чтении уже пару лет назад и почему-то он у нас лежит. Я прошу ускорить рассмотрение этого законопроекта, который, уверен, позволит навести порядок в системе.
Вы помните, когда мы рассматривали антикризисные законы, то предоставили ЦБ право страховать межбанковские кредиты, благодаря этому межбанк даже в кризисный период довольно неплохо работал. На мой взгляд, такое право ЦБ нужно предоставить на постоянной основе, чтобы он мог страховать такие риски в случае необходимости. Если межбанк оживёт, то банки смогут привлекать более дешёвые ресурсы на межбанковском рынке.
В заключение ещё раз отмечу, что ситуация в банковской системе вполне стабильная, банковская система развивается, её основные показатели растут более быстрыми темпами, чем вся экономика. Уверен, что мы эту турбулентность преодолеем. Я ответственно заявляю, что реально 99% банков – это законопослушные организации, которые соблюдают нормативы ЦБ и вполне устойчивы. Но любой банк можно расшатать благодаря слухам и неправомерным действиям. Прошу оказать и вашу политическую поддержку нашей финансовой системе.