Несмотря на разъяснения Центробанка России о том, что банки не вправе блокировать карты клиентов, которые не сообщили свои контактные данные, в частности, номер мобильного телефона, угроза блокировки банковской карты сохраняется.
Так, Ситибанк и Райффайзенбанк не исключают принятия индивидуальных решений о блокировке карт неактивных клиентов. По словам директора управления по связям с общественностью этого банка Дениса Денисова, Ситибанк два месяца назад письменно уведомил клиентов, что к тем, кто не обновил контактные данные, могут быть применены «меры в соответствии с условиями обслуживания», вплоть до блокировки карт. Национальный резервный банк тоже просит клиентов актуализировать свои контактные данные.
Напомним, что 1 января вступила силу норма закона, по которой банки обязаны сообщать клиентам обо всех операциях по их картам и возмещать им убытки от несанкционированных операций. Банк обязан незамедлительно возместить клиенту сумму, списанную с карты, если тот в течение одного дня после получения уведомления об операции заявит, что не давал на неё согласия, либо что карта утеряна. Если такого сообщения от клиента не поступит в течение одного дня, банк освобождается от обязанности возмещать деньги.
Руководители Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков и Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян на стадии обсуждения проекта дополнения в закон «О национальной платёжной систем» выражали озабоченность в связи с тем, что новая норма не определяет, как именно банки должны отчитываться перед клиентами об операциях по картам. Тревога банкиров понятна: они боятся стать жертвами мошенников. Кроме того, не ясно было, как именно уведомлять клиентов по операциям по их картам и что делать с клиентами, чьи контактные данные давно не обновлялись. Но Банк России разъяснил, что способы уведомления определяются договорами банков с клиентами. В качестве способа уведомления в договоре может быть указано смс-информирование. При этом закон об НПС не запрещает банку взимать с клиента плату за смс-рассылку, отметили в Центробанке и заявили, что отсутствие связи с клиентом не даёт банку права блокировать карту клиента.