Счётная палата провела анализ результатов структурной реформы железнодорожного транспорта и её влияние на экономику и социальную сферу в РФ.
Как отметила председатель Счётной палаты Татьяна Голикова в интервью газете «Известия», «анализ выполнения 70 плановых мероприятий показал, что более половины из них выполнены с опозданием до трёх лет - в частности, нормативные документы принимались не вовремя».
Так, к концу первого этапа (2001 - 2002 годы) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности, в первую очередь, пассажирских перевозок. Кроме того, не были приняты основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить приватизацию имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
По итогам реализации второго этапа (2003 - 2005 годы) окончательно не определена целесообразность создания специализированных перевозчиков грузов - транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Не были созданы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях, и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора. В ходе третьего этапа (2006 - 2010 годы) реформирования не завершено формирование нормативной правовой базы по обеспечению доступа всех заинтересованных пользователей к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Кроме того, отмечается, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками. При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд руб.
«Согласно данным Росстата, стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов - 65%, - уточнила Т. Голикова. - А высокая степень износа основных фондов отрасли - это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль».
При этом изношенность парка грузовых вагонов «РЖД» к 2011 г. составила 58,9%, изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов, по оценке АНО «ИПЕМ» - 81%.