Прошлогоднее постановление Конституционного суда РФ от 17.01.2013 № 1-П, в котором судьи признали конституционным назначение административных штрафов для компаний ниже установленных КоАП РФ низших пределов, дало начало практике по соответствующему толкованию и иных норм кодекса. Дело в том, что указанное постановление содержит выводы относительно назначения штрафов только по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Теперь же КС РФ рассмотрел аналогичный вопрос применительно к иным нормам – статьям 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ (постановление от 25.02.2014 № 4-П). Несколько обращений заявителей по одному вопросу были объединены в одно производство.
В новом постановлении судьи пришли к выводу о том, что федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В итоге КС РФ признал положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2, 5 ст. 15.23.1, ст. 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, не соответствующими Конституции России в той мере, в какой эти положения не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности.