В феврале исследовательский холдинг Ромир зафиксировал номинальный рост повседневных потребительских расходов относительно января, но в сопоставлении месяц к месяцу предыдущего года пятый раз подряд наблюдается их снижение. Однако эксперты Ромир не драматизируют ситуацию, считая, что это вызвано приближением рынков продуктов питания и товаров повседневного спроса к зрелости и насыщению.
По данным исследовательского холдинга Ромир, Индекс потребительской активности россиян в феврале 2014 г. вырос на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января. При этом аналитики холдинга отмечают, что рост расходов в феврале по сравнению с январём является достаточно нетипичным явлением. За весь период наблюдений Ромир такое пока случалось только один раз — в 2011 г. Всё-таки февраль на три дня (а это 10% месяца) короче января. Это дало авторам исследования повод для осторожного оптимизма. Возможно, предполагают они, наблюдается «начало конца» негативной тенденции снижения повседневного потребления.
К сожалению, в годовом выражении пока перелома тенденции к лучшему не наблюдается. Повседневные расходы в феврале 2014 г. снизились в номинальном выражении примерно на 1% по сравнению с февралём 2013 г. С учётом инфляции потребительского рынка (6,5% за год по данным Росстата) эксперты Ромир считают, что можно говорить о снижении реальных повседневных расходов на 7,5%. Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже пять месяцев подряд — с октября 2013 г. — и уже приняло характер среднесрочного тренда.
И даже олимпийский февраль не смог прервать эту неприятную тенденцию. Но чтобы не впадать в избыточный пессимизм, эксперты отмечают, что уровень повседневного потребления в феврале 2014 г. в номинальном выражении превысил показатели февраля 2012 г. более чем на 20%. А с поправкой на инфляцию реальный рост они оценивают примерно в 7% за два года. По сравнению же с «кризисным» февралём 2009 г. номинальные повседневные расходы выросли более чем на 80%. А реальные, с учётом инфляции — почти на 30%.
Таким образом, считают исследователи, они получили ещё одно доказательство, что после десятилетия мощного номинального и реального роста рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса в России в целом приблизились к зрелости и насыщению. Хотя, по их мнению, по отдельным товарным категориям возможности для роста ещё сохраняются. В этой связи весьма вероятным экспертам Ромир представляется усиление конкурентной борьбы между производителями и розничными сетями за платёжеспособного, но весьма экономного и рационального потребителя, с одной стороны, и между производителями и розницей — за сокращающуюся маржу, с другой.
К выводам холдинга можно добавить, что даже если в отрицательной динамике повседневных потребительских расходов год к году снижение реальных доходов населения играет не первую скрипку, то потребительский рынок всё равно утрачивает роль локомотива экономического роста в России.
Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – февраль 2014
100% = январь 2008 г.
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, февраль 2014