На рассмотрение в нижнюю палату парламента внесён законопроект «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации» (№ 478177-6).
Целью разработки проекта является создание правовых основ обеспечения экономического суверенитета РФ и устойчивого развития российской экономики путём формирования системы государственных гарантий и мер государственной поддержки национально -ориентированному бизнесу в РФ.
Разработанный проект направлен на регулирование отношений, связанных с возникновением и прекращением статуса национального бизнеса, ведением единого государственного реестра национального бизнеса, а также определяет основные формы государственной поддержки субъектам, обладающим статусом национального бизнеса.
В соответствии с предлагаемой законопроектом моделью, статусом национального бизнеса признаётся специальный правовой режим российских юридических лиц - коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Такой правовой режим коммерческой организации подтверждается внесением сведений о коммерческой организации в единый государственный реестр национального бизнеса. Законопроектом предлагается введение ограничения по предоставлению статуса национального бизнеса юридическим лицам, в которых доля иностранных физических или юридических лиц превышает 10% уставного (складочного) капитала или в отношении которых установлен иной вид контроля со стороны иностранных физических или юридических лиц. При этом, правительство РФ вправе установить дополнительные критерии соответствия юридического лица требованиям, об отсутствии установления в отношении такого российского юридического лица контроля со стороны иностранных лиц, в том числе с учётом количества и условий совершённых финансовых и имущественных операций вне юрисдикции РФ, объёма заёмных иностранных средств, иностранных кредитов и иных существенных фактов.
В качестве мер государственной поддержки субъектов, обладающих статусом национального бизнеса в РФ предлагается:
- применение специального льготного налогового режима;
- установление ограничений по размеру процентных ставок при кредитовании;
- предоставление субсидий за счёт средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, а также части затрат по лизинговым платежам;
- предоставление государственных и муниципальных гарантий;
- предоставление преимущественного права при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества;
- предоставление преимущественного права при выделении земельных участков;
- установление ограничений по размеру тарифов на предоставление услуг субъектами естественных монополий;
- формирование условий для применения федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов федерации и органов местного самоуправления упрощённых разрешительных и регистрационных процедур.