В Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара оценили влияние на банковскую систему России снижения прогноза по рейтингам ряда крупных российских банков как незначительное.
На днях в дополнение к снижению прогноза по долгосрочному кредитному рейтингу России международные рейтинговые агентства совершили аналогичную переоценку в отношении российских банков и крупных компаний.
В частности агентство Fitch Ratings изменило со стабильного на негативный прогнозы рейтинга дефолта эмитента (РДЭ) для Сбербанка, Внешэкономбанка, Россельхозбанка, Газпромбанка, «Росагролизинга», Национального клирингового центра (НКЦ), Райффазенбанка, Ситибанка, Нордеа банка, Danske bank, SEB банка, HSBC Bank, ИНГ банка, Росбанка, банка «Дельтакредит», Русфинанс банка, российской дочки China Construction Bank и ЗАО «Креди Агриколь CIB». Негативным стал прогноз для «Газпрома», «РусГидро», РЖД, «Атомэнергопрома», «ЛУКойла», ФСК «ЕЭС», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», Федеральной пассажирской компании и «Газпром нефти».
В комментарии к этому событию эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара Юрий Кондрашин напоминает, что теория финансов говорит о значительной зависимости стоимости привлечения средств компаниями от их кредитного рейтинга, а практика подтверждает, что спред между средневзвешенной стоимостью привлечения средств для компаний с высшим рейтингом надёжности и безрисковой ставкой составляет 0,2%. При этом данный показатель для компаний с рейтингом ниже инвестиционного может доходить до 7% и выше в зависимости от налоговой и долговой нагрузки.
Само по себе снижение прогноза по долгосрочному рейтингу российских кредитных организаций в краткосрочной перспективе не несёт существенных экономических рисков ни для российской банковской системы, ни для отдельных кредитных организаций, считает эксперт.
Для оценки последствий возможного снижения рейтингов в будущем он обращает внимание на зависимость российских банков от внешних заимствований и структуру российского внешнего корпоративного долга.
Так, по оценке Банка России на 1 января 2014 г., внешний долг российских банков составил 215 млрд долл. США — 29% в структуре внешнего долга, или чуть более 17% от общей суммы привлечённых средств. Повышение стоимости иностранных заимствований в случае даже значительного снижения рейтингов российских банков вряд ли в значительной степени скажется на устойчивости российского банковского сектора, делает вывод эксперт.
При этом он отмечает, что иностранные заимствования носят долгосрочный характер, а размещение средств в основном происходит в казначейские инструменты с целью управления ликвидностью. Более того, значительная часть корпоративного внешнего долга — это обязательства российских нефинансовых организаций перед акционерами российских компаний в странах с льготным налоговым и финансовым регулированием, которые используют подобные юрисдикции для налоговой оптимизации и регулирования дивидендных выплат, а также защиты бизнеса в России через равноправное участие в собрании кредиторов в случае реорганизации компании. Решения рейтинговых агентств для такого рода кредиторов важны в наименьшей степени.
С учётом изложенного и принимая во внимание характер процесса управления рейтингами России и российских компаний, а также другие моменты, позволяющие судить о стабильности российского банковского сектора, Ю. Кондрашин делает вывод, что снижение прогнозов по рейтингам, вызванное международными политическими решениями, не вполне обоснованно нацелено на снижение доверия международных инвесторов к российскому государственному и частным секторам, что, в свою очередь, говорит о необходимости реформирования системы присвоения кредитных рейтингов на принципах прозрачности и независимости принятия решений.