Малые предприятия могут получить еще одну преференцию в рамках федеральной контрактной системы. Срок расчетов с ними по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), сократится до 30 дней. Содержащий такое требование законопроект уже внесен в Государственную Думу в рамках первого из пяти запланированных Минэкономразвития России пакетов поправок в законодательство о закупках, сообщил директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов.
В своем выступлении на прошедшем 31 марта заседании Совета регионов по развитию контрактной системы М. Чемерисов рассказал и о других готовящихся нововведениях. Первый пакет, принятие которого намечено на ближайшее время, не только ускорит расчеты с малыми и средними участниками закупок, но также должен решить проблемы малобюджетных заказчиков. В частности, снять для заказчиков с годовым объемом закупок до 2 млн. руб. ограничения на закупки у единственного поставщика (если каждая закупка не превышает до 100 тыс. руб.) и освободить от требований Закона о ФКС закупки участковых и территориальных избирательных комиссий.
Второй пакет законодательных инициатив, который планируется принять во втором квартале этого года, по мнению М. Чемерисова, станет основным событием в сфере закупок в 2014 г. Он направлен на перевод всех закупочных процедур в электронную форму (в настоящее время в электронной форме проходят только аукционы). «Мы рассчитываем на увеличение электронных процедур в два раза - до 80% с общим объемом более 6 трлн. рублей, что позволит существенно сократить издержки заказчиков и поставщиков, сделать закупки максимально открытыми, конкурентными и существенно снизить коррупционные риски», - отметил Максим Чемерисов. Переход на новые электронные процедуры будет осуществлен поэтапно:
- с 1 июля 2014 г. для заказчиков федерального уровня,
- с 1 января 2015 г. для заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.
Третий законодательный пакет внесет в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) санкции за нарушения законодательства о закупках.
Четвертый пакет также будет связан с поддержкой малого бизнеса в рамках контрактных отношений – он внесет изменения в Федеральный закон 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусмотренные дорожной картой по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.
Пятый пакет будет посвящен урегулированию вопросов, связанных с привлечением экспертов и реформированием системы профессиональной подготовки специалистов сферы закупок. Он предусматривает, что к случаям, при которых не потребуется обязательное привлечение экспертов и экспертных организаций, будут относиться закупки при подготовке и организации протокольных мероприятий, закупки у субъектов естественных монополий, физических лиц (преподавательские услуги и услуги экскурсовода), все виды срочных закупок, в том числе при чрезвычайных ситуациях и оказании экстренной медицинской помощи.
Федеральная контрактная система начала действовать с 1 января 2014 г., когда вступил в силу Закон о ФКС. Подводя на заседании Совета регионов первые итоги ее работы, заместитель Министра экономического развития России Евгений Елин сообщил, что размещены уже более 345 000 извещений о процедурах закупок почти на пол триллиона рублей. Помимо использовавшихся ранее видов процедур (аукционов, конкурсов, запросов котировок) заказчики начали применять новые формы закупок, предусмотренные Законом о ФКС. Так, объявлено 3434 конкурса с ограниченным участием и двухэтапных конкурса на общую сумму свыше 24 млрд. руб., размещено 2287 запросов предложений на 1,3 млрд. руб. и свыше 183 тысячи аукционов более, чем на 306 млрд. руб., объявлено 4707 открытых конкурсов на сумму порядка 46 млрд. руб..