Закрытость федерального бюджета в 2015 году повысится на рекордные 4,6 процентных пункта. Секретные и совершенно секретные ассигнования составят 21,0% всех бюджетных расходов. В абсолютном измерении это – 3 трлн 262 млрд руб.
Доля закрытых расходных статей по разделу «Национальная оборона» достигла максимума в 69,8% за период с 2004 года, что связано с ускоряющимся наращиванием ассигнований на выполнение государственного оборонного заказа. Максимум секретных расходов (7,1%, или 168 млрд руб.) намечается в разделе «Национальная экономика», что объясняется той же причиной. Впервые зафиксированы секретные ассигнования в подразделе «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» в сумме 116 млн руб.
Такие сведения приведены экспертами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (ИЭП) в заключении на проект федерального бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.
По мнению специалистов, прозрачность и открытость проекта федерального бюджета ухудшается. Такие основные данные, как полные расходы по разделам и подразделам классификации федерального бюджета, входившие до 2008 года в состав табличных приложений к тексту законопроекта, вновь даны лишь в приложении №8 к пояснительной записке. Число секретных приложений к тексту закона возросло: теперь секретны и данные об особенностях использования источников финансирования дефицита федерального бюджета. Без пояснительной записки в проекте бюджета невозможно разобраться, что является прямым нарушением основополагающих принципов Бюджетного кодекса – полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования (в части расходов), а также прозрачности (открытости).
Практика засекречивания расходов федерального бюджета прямо противоречит нормам статьи 5 закона «О государственной тайне» (от 21.07.93 № 5485-1) , допускающей секретность лишь для расходов бюджета «в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму».
Сопоставимость показателей бюджета в полном соответствии со статьёй 36 Бюджетного кодекса обеспечена разработчиками лишь в приложении № 3 к пояснительной записке. Это, показывает, что, с одной стороны, они умеют это делать, но, с другой – не хотят, считают эксперты РАНХиГС и ИЭП. Они указывают, что из материалов законопроекта полностью исчезли публиковавшиеся десятилетиями открытые данные об основных текущих расходах силовых ведомств – денежном довольствии военного персонала и материальном обеспечении.