Сегодня, 24 октября 2014 г., депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Бюджет сформирован на основе консервативного варианта прогноза социально-экономического развития из расчёта цены на нефть в 100 долл. за баррель. По прогнозу рост ВВП в 2015 г. составит 1,2%, в 2016 –2,3%, в 2017 – 3%. Инфляция в предстоящие три года прогнозируется на уровне 5,5%, 4,5% и 4% соответственно.
Бюджетный дефицит по годам составит 431 млрд., 476 млрд. и 541 млрд. руб. Основными источниками его финансирования будут государственные заимствования и поступления от приватизации федерального имущества.
Зачисление дополнительных нефтегазовых доходов в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируется. Объём российского госдолга, по прогнозам Правительства, в предстоящие три года сохранится на безопасном уровне – менее 15% ВВП.
Министр финансов Антон Силуанов, представлявший проект федерального закона, уточнил, что нынешние прогнозы макроэкономического развития существенно отличаются от тех, которые легли в основу проекта бюджета, сформированного в середине текущего года. Но, по словам министра, это не основание для пересмотра основных параметров бюджета, поскольку для выполнения бюджета в 2015 г. «есть все ресурсы». Кроме того, имеются механизмы для того, чтобы адекватно отреагировать на ситуацию в 2016 и 2017 гг.
В частности, при сохранении неблагоприятной ситуации планируется использовать до 500 млрд руб. из Резервного фонда, объём которого превышает 3 трлн рублей. Наполнению бюджета будет также способствовать повышение акцизов на табак, увеличение водного налога, налоговой ставки по дивидендам и так называемый налоговый маневр, предусматривающий изменение налогообложения нефтяной отрасли путем увеличения НДПИ и снижения экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты.
В качестве приоритетов бюджетной политики министр обозначил поддержку отдельных регионов – Крыма, Севастополя, Дальнего Востока, импортозамещение, поддержку несырьевого экспорта, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечение обороны и безопасности.
Финансовая поддержка регионов, по словам А.Силуанова, сохранится, доходы региональных бюджетов будут расти на 6,7%.
Вместе с тем министр указал на рост диспропорции в доходах и расходах. Так, начиная с 2008 г., бюджетные расходы выросли на 27%, а доходы – всего на 0,8%. В такой ситуации А.Силуанов не исключил, что некоторые программы и обязательства в перспективе могут быть пересмотрены.