Доля полётов на воздушных судах отечественного производства неуклонно снижается. Если в году 2012 г. этот показатель составлял 23%, то в 2013 г. – 22%, в первом полугодии 2014 г. – 20%. Такие данные были озвучены на Коллегии Счётной палаты РФ.
Рост доли полётов на импортных самолётах аудиторы связывают со снижением уровня тарифной защиты в отношении воздушных судов. Обязательства по снижению таможенных барьеров РФ взяла на себя при присоединении к ВТО. Причём, как показала проверка Счётной палаты, ввозные таможенные пошлины на ряд иностранных самолётов даже ниже установленного уровня. Контролёры подсчитали, что недопоступление ввозных таможенных пошлин в 2012-2013 гг. и первом полугодии 2014 г. по этой причине составило около 3 млрд рублей.
Вместе с тем начиная с 2010 г. были приняты нормативные правовые акты, предоставляющие дополнительные преференции по освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых воздушных судов, что снизило защиту отечественных авиапроизводителей, а также негативно сказалось на поступлении таможенных пошлин и налогов.
Таможенные платежи, уплаченные в доходную часть федерального бюджета при перемещении воздушных судов через таможенную границу РФ (Таможенного союза), в 2013 году составили 8,9 млрд рублей, что на 56% ниже показателя 2012 года. При этом за первое полугодие 2014 года таможенные платежи составили 2,8 млрд рублей (17,3% от показателя 2012 года).
Количество оформленных во временный ввоз с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, налогов гражданских пассажирских самолётов составило в 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года 230 самолетов иностранного производства (стоимостью 225,7 млрд рублей). Наряду с этим, ввоз для внутреннего выпуска (импорт) аналогичных самолётов в тот же период не происходил.
Сумма полного освобождения от уплаты таможенных платежей в 2012-2013 гг. и первом полугодии 2014 г. в отношении гражданских пассажирских самолётов иностранного производства временно ввезённых для эксплуатации в международных и внутренних перевозках составила 144,8 млрд рублей. В тот же период сумма уплаченных налогов и сборов от деятельности предприятий воздушного транспорта в консолидированный бюджет РФ составила 38,1 млрд рублей (26,3% от суммы льгот).
Как следует из результатов контрольного мероприятия, временно ввозимые воздушные гражданские пассажирские суда в основном оформляются по контрактам, заключённым российскими лицами с лицами, зарегистрированными в офшорах. И если в 2012 г. их доля составила 76,8% от всего количества ввезённых судов или 76,7% общей стоимости ввозимых самолётов стоимости, в 2013 г. – 71,3% и 81,4%, то в первом полугодии 2014 г. – 82,9% и 87,4%, соответственно.
По словам аудитора Сергея Штогрина, применяемый подход по регистрации воздушных судов в офшорных юрисдикциях приводит к непоступлению в федеральный бюджет целого ряда платежей. Например, НДС с арендных (лизинговых) платежей; налога на имущество; налога на доход лизингодателя, поскольку он зарегистрирован в иностранном государстве.