В Государственную думу сегодня, 13 ноября 2014 г., поступил проект федерального закона «О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Документ № 650182-6 предлагает создать государственную комиссию по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния. Комиссия будет содействовать тому, чтобы ФНБ, как дополнительный страховочный инструмент бюджета, выполнял обязательства государства перед пенсионерами, и средства этого фонда могли бы направляться на покрытие дефицита Пенсионного фонда России в случаях, когда в бюджете не будет для осуществления этой цели средств, либо на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
С момента своего создания в 2008 г. ФНБ не пополнялся за счёт нефтегазовых доходов, объём фонда увеличивается исключительно за счёт доходности от размещения средств. По данным Минфина России на 1 ноября 2013 г. совокупный объём ФНБ составил почти 2,9 трлн руб. Примерно на этом же уровне он должен был сохраняться и в ближайшие три года. Но на сегодняшний день уже утверждены несколько крупных траншей из резервных фондов: это выделение 239 млрд руб. на покупку привилегированных акций ВТБ и Россельхозбанка; 150 млрд руб. на строительство Центральной кольцевой автодороги и столько же — на модернизацию БАМа и Транссиба; 86 млрд руб. — на строительство железной дороги Кызыл — Курагино и портового терминала для экспорта сибирского угля в страны Азии. Претендуют на значительные суммы Роснефть, Росатом, Минтранс России и многие другие структуры.
Авторы законодательной инициативы подчёркивают, что «главное условие для претендентов на средства ФНБ — окупаемость, чтобы деньги, хотя бы через несколько десятков лет, но с лихвой вернулись в фонд».
Таким образом, основная цель внесённого законопроекта ограничить необоснованные траты средств ФНБ и повысить контроль над их эффективным размещением.