Исследовательский холдинг Ромир зафиксировал этой осенью в России самый низкий за последние шесть лет показатель смены места работы. Эксперты холдинга полагают, что проблемы в экономике заставляют работников дорожить имеющейся работой, а работодатели уже избавились от ненужных рабочих рук и теперь новые не ищут.
Перечислив все известные внутренние и внешние факторы, насытившие российскую экономику проблемами, эксперты Ромир резонно говорят, что все это не могло не оказать влияние на рынок труда в России. Однако, судя по данным последнего опроса Ромир, реакция эта была тихой и почти незаметной, и наступила она с некоторым опережением еще весной – летом 2014 г. А осенью рынок труда уже погрузился в депрессивный «штиль».
В ноябре 2014 г. Ромир в ходе очередного опроса задал участникам несколько вопросов относительно ситуации с занятостью — и лично у них, и в компаниях, в которых они работают. Аналогичные опросы проводятся с 2008 г. Сравнение результатов привело аналитиков холдинга к выводу, что на рынке труда ситуация существенно ухудшилась.
Прежде всего, респондентам был задан вопрос о том, какие изменения, связанные с работой, произошли в их жизни осенью этого года. Оказалось, что только 7% участников исследования ушли из компаний, в которых они работали. Причем подавляющее большинство уволились по собственной инициативе. Таким образом, был получен самый низкий показатель за последние шесть лет — в три раза ниже, чем был зафиксирован в прошлом году, и в два раза ниже, чем осенью 2012 г. Авторы исследования напоминают, что два года назад половина ушедших покинули свои компании по инициативе работодателя.
По «ощущениям» аналитиков Ромир, сложная экономическая ситуация заставляет работников крепче держаться за свои рабочие места. А работодатели не спешат расставаться с работниками потому, что с наименее ценными они уже расстались летом-весной или даже ранее, а оставшиеся предъявляют более скромные запросы относительно оплаты и условий труда. О том, что сокращения были произведены еще зимой – летом свидетельствует выросшая в 1,5 раза доля не работавших более трех месяцев на момент проведения опроса.
Следующий вопрос касался времени поиска новой работы. Соответственно он задавался только тем, кто был уволен, сокращен или покинул компанию по собственной инициативе. Как и в прошлые годы, чуть более четверти (28%) потерявших работу смогли трудоустроиться практически сразу — в течение первой же недели после увольнения. Очевидно, увольнение с прежнего места работы для этих граждан не стало «неприятной неожиданностью», и смена места работы была ими заранее запланирована. Среди самых молодых (18-24 года) за первую же неделю смогли трудоустроиться 40%. А вот среди представителей старшего поколения (45-59 лет) — только 20%. В 2012 г., отмечают исследователи, все было с точностью до наоборот.
По сравнению с прошлым годом немного выросла доля тех, кому удалось найти новую работу течение 1,5-6 недель. И существенно снизилась доля тех, кто еще находится в поисках работы. Но самой большой неприятностью стало резкое (в 1,5 раза по сравнению с 2013-м и в 4-6 раз по сравнению с 2011-2012 гг.) увеличение доли тех, кто прекратил безуспешные поиски новой работы.
Два года назад так поступил лишь один из 30 потерявших работу, осенью 2014-го — каждый восьмой. А среди работников без высшего образования — каждый пятый, каждый десятый мужчина и каждая седьмая женщина.
Вопрос об изменениях в оплате труда и изменении состава сотрудников задавался только тем, кто осенью 2014 г. имел стабильную занятость. Результаты опроса показали, что только в одной из 25 компаний (4%) осенью 2014 г. имел место рост зарплат. Год назад повышение зарплаты отмечалось в каждой четвертой организации (24%). Хуже ситуация была только в 2008 г., когда доля компаний, повышавших заработную плату своим сотрудникам, была исчезающе мала — 1%.
Сокращение заработной платы осенью 2014 г. произошло в каждой 12-й компании (8%). В прошлом году показатель был выше — 11%, а в 2008-м достигал 14%. Набор новых сотрудников осенью 2014 г. проводила лишь одна компания из ста (1%). Такого низкого показателя эксперты холдинга не наблюдали никогда. Даже в 2008 г. 7% компаний расширяли штат сотрудников в расчете на укрепление своих относительных конкурентных позиций на рынке. Но и сокращения персонала наблюдались лишь в 8% организаций против 17% в прошлом году и 24% осенью 2008 г.
Эти данные поддерживают высказанный исследователями Ромир ранее тезис о том, что «оптимизация» персонала была в основной своей массе проведена еще весной-летом 2014 г.
Динамика занятости 2008 – 2014, % от общего числа опрошенных
ИСТОЧНИК: холдинг Ромир