В комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству направлен для предварительного рассмотрения проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в целях запрета стимулирования продажи и потребления алкогольной продукции».
Документ разработан в рамках правительственной Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, направлен на ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей внимание общественности, особенно детей и молодежи, а также ограничение проведения винных, пивных фестивалей и конкурсов.
На сегодняшний день распространена продажа алкоголя и его дарение в рамках рекламных акций. Несмотря на ограничения в рекламе алкоголя, имеются широкие возможности привлечения потребителей к употреблению алкоголя.
Одной из задач Концепции является обеспечение информационной поддержки госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Но, по мнению Олега Михеева автора законодательной инициативы, «обеспечение информационной поддержки, запуск социальной рекламы не могут быть полноценно реализованы без информационного противодействия популяризации потребления алкогольной продукции». В таких условиях, депутат считает, необходимы:
- уменьшение информационного потока, популяризирующего алкогольную продукцию, её потребление;
- запрет на её получение в виде подарков, призов за участие в конкурсах или играх;
- запрет на её использование в рекламных акциях.
Депутат предлагает за спонсорство табака, алкогольной продукции или стимулирование их продажи и потребления штрафовать:
- граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- должностных лиц – от 5 тыс. до 15 тыс. руб.;
- юридических лиц – от 80 тыс. до 150 тыс. руб.
А за неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака или алкогольной продукции при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и алкогольной продукции или процесса их потребления, административный штраф составит для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; для юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Ограничения в сфере рекламы алкогольной продукции планируется ввести в действие с 1 января 2019 г. в связи с необходимостью обеспечения мероприятий по проведению Чемпионата мира по футболу. Также предлагается с этой даты ввести в действие ряд норм, касающихся ограничений спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий, потребления табака и рекламы табачной продукции и курительных принадлежностей, следует из сообщения, размещённого на сайте нижней палаты.