Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который усовершенствует уголовно-правовой механизм противодействия преступлениям коррупционной направленности.
На сегодняшний день основным наказанием за взяточничество и коммерческий подкуп является штраф в размере до стократной суммы взятки или предмета коммерческого подкупа. Для 89% осуждённых за коррупционные преступления небольшой тяжести штраф является безальтернативным видом наказания. Отсутствие вариативности видов наказания по данным составам преступлений снижает эффективность уголовного наказания при его назначении с учётом конкретных обстоятельств преступления, данных о личности осуждённого, в том числе о его материальном положении и возможности исполнения кратного штрафа.
В свою очередь, назначение судами несоизмеримо крупных размеров штрафа согласно санкции уголовного закона лицам, очевидно не имеющим реальной возможности его уплаты, не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и влечёт обращение судебных приставов-исполнителей в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы.
При этом анализ судебной практики показывает, что цели наказания в отношении лиц, осуждённых за коррупционные преступления небольшой тяжести, могут быть достигнуты и при меньшей кратности штрафа, при этом исполнимость данного вида наказания существенно возрастёт.
Решению проблемы исполнимости наказания в виде штрафа также могла бы способствовать активизация работы на стадии предварительного расследования по отысканию имущества лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении коррупционного преступления, и своевременному принятию мер по аресту такого имущества.
С учётом изложенного законопроектом предлагается:
- снизить минимальную кратность штрафа, предусмотренного за коррупционные преступления небольшой тяжести (часть первая статьи 290, части первая и вторая статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации);
- дополнить санкции этих статей альтернативными видами уголовных наказаний в виде исправительных работ, а также в виде штрафа в фиксированном размере с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет;
- предусмотреть, что вместе с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы кратный штраф в качестве дополнительного наказания назначается по усмотрению суда в целях обеспечения дальнейшей дифференциации и индивидуализации наказания за совершение указанных преступлений и повышения исполнимости дополнительного наказания в виде штрафа;
- дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации положениями, предусматривающими возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа, а также определяющими порядок наложения ареста в этом случае;
- внести изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, увеличив срок добровольной уплаты штрафа до 60 дней, что должно способствовать совершенствованию применения этого вида уголовного наказания;
- устранить юридико-техническое противоречие между соответствующими положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок назначения штрафа с рассрочкой выплаты.
Принятие федерального закона будет способствовать повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде штрафа и достижению целей наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, сообщает пресс-служба Кремля.