На прошлой неделе, в четверг, президент обратился с широкой экономической платформой к нашему народу. И на наш взгляд реализация идей президента может позволить справится с теми проблемами, с которыми сталкивается наша экономика, на марже перестроить экономику и уверенно начать развивать нашу страну.
Но есть опасения что опять заболтают, опять замусолят, опять забюрократизируют, затаскают эти идеи и также получится с этими идеями как с идеями модернизации экономики, которые мы здесь широко обсуждали в государственной думе, да и с экономической частью указов президента, майских указов президента 2011 г. Причём можно всё это дело списать на санкции, на падающею цену на нефть, на девольвацию рубля.
Уже в кулуарах правительства заговорили о различных вариантах секвестра бюджета. Секвестр бюджета – это уменьшение государственных расходов, государственных спроса, который, прежде всего, направлен на отечественные товары и услуги, это значит торможение экономического роста.
Девальвация рубя, которая зависит от цены на нефть, а цену на нефть Центральный Банк никак не может изменить, но и инфляция, которая стремится к 10%, на которую тоже ЦБ, в общем-то, не может. Поскольку инфляция зависит от высокомонополизированной экономики, от иных не монетарных факторов
И в этих условиях ЦБ имеет единственный способ бороться и с девальвацией рубля и с инфляцией – повышать ключевую ставку. Но повышение ключевой ставки, которая, кстати, может произойти в ближайшее время, 11 декабря то есть в четверг, это повышение процентов покрывшие слабой экономики, низкорентабельной экономики, экономики, которая не сможет вернуть такие дорогие кредиты, а это тоже торможение экономического роста.
В связи с этим возникает вопрос – что делать?
Надо реализовывать идеи президента. Первое, не допускать секвестра бюджета ни в коем случае. Мы его только что утвердили и надо добиться, чтобы он исполнялся в полном объёме. Ещё раз подчеркну, что это государственный спрос ,прежде всего, на товары и услуги нашего производителя, а значит это и поддержка экономического развития.
Далее как можно быстрее запускать инфраструктурные проекты – дороги, железные дороги, порты различного вида. Об этом президент говорил. Территории опережающего развития, но всё это надо как можно быстрее развивать.
Падение инвестиций в последнее время в нашей стране связаны со снижением государственных инвестиций, и их необходимо наращивать. При этом надо иметь ввиду что инфраструктурные проекты, к сожалению, в основном задействовали машиностроение технику, которые производились за рубежом. К с6ожалению, мы получаем письма от производителей, машиностроителей в том числе, продукции, что они проигрывают тендеры по непонятным причинам. Техника соответствует стандартам, качеству, по цене ниже, но тем не менее тендеры в госкомпаниях проигрываем. И абсолютно правильно президент поставил вопрос, что должны быть квоты, для малых и средних предприятий в госкомпаниях, для того чтобы они закупали продукцию технику в том числе у наших производителей.
Что касается амнистии, она у многих, в том числе в кулуарах об этом говорят, вызывает большие сомнения. Это предложение необходимо подкрепить другими пряниками. Потому что одного объявления о том, что не надо будет ничего платить, ни кто не будет преследовать недостаточно.
Пряник предложен президентом в послании – это льготы для предприятий, которые регистрируются в течение двух лет, они будут иметь соответствующие льготы. В ближайшее время эта идея будет реализована.
Но, все таки, огромные капиталы, которые вывезены за пределы нашей страны должны иметь более существенную поддержку, то есть стимул – пряник. Для этого, на мой взгляд, мы должны принять решения что инвестиции в экономику крупные проекты должны иметь существенную налоговую поддержку, для того чтобы простимулировать приход в экономику этих капиталов.
Давайте вспомним Карла Маркса, который говорил, что нет такого преступления, которое готов совершить капиталист если ему посулить норму прибыли в 300%. Очевидно если мы создадим соответствующие стимулы-льготы, то многие наплюют на санкции и придут в нашу экономику. Кстати, вчера мы в комитете по экономической политике имели очень хорошую встречу с бизнесом из Италии, которые, во-первых, в один голос критиковали санкции и подтверждали что это диктат Америки. Во-вторых, они сказали, что буду приходить к нам, здесь будут производить свою продукцию, если им создают проблемы по поставкам этой продукции на территорию РФ.
Поэтому стимулы как раз очень важны для такого движения.
Что касается госкомпании, надо ещё один момент отметить, очень трудно объяснить избирателям, которые спрашивают: «Почему руководители госкомпаний получают несколько миллионов рублей в день и при этом они же потом обращаются к государству с просьбой о финансовой помощи?». Мы предлагали здесь, наш коллега Олег Нилов предлагал хороший законопроект, который привязывает вознаграждения руководителей госкомпаний к зарплате президента, у которого ответственности намного выше, а напряжённость труда, я так понимаю тоже, намного выше.
Конечно, нам надо принять соответствующее решение если уж не законом, то кто-то должен погрозить пальцем и поставить на место тех кто фактически наживается на государственных деньгах.
Ну и несколько слов о банковской системе. К сожалению, мы последнее время наблюдали ситуацию когда наш Центральный Банк в этих непростых экономических условиях, когда кредитным организациям трудно привлекать финансовые ресурсы на рынке, закручивал гайки ставя довольно жёсткие условия для работы кредитных организаций. В том числе принимались решения в соответствии с так называемым Базелем III на капитал кредитных организаций, которые фактически действовали наоборот тем решениям о которых говорил президент. С одной стороны мы ищем средства для того чтобы капитализировать наши кредитные институты, но с другой стороны ЦБ принимает решения, которые снижают этот капитал банка, и в результате сокращает возможности кредитования экономики со стороны кредитных институтов.
Вчера комитет по финансовым рынкам рассмотрел ряд законопроектов, которые направлены на реализацию предложений президента по укреплению финансовых институтов. Я надеюсь, что на следующей неделе мы эти законопроекты рассмотрим и поддержим, и таким образом поддержим активизацию кредитования.
Но все-таки эта поддержка крупнейших банков, а нам надо чтоб банки в регионах активно работали в том числе с малым и средним бизнесом. В апреле месяце ЦБ предложил финансировать инвестиционные проекты, об этом говорил президент – проектное финансирование. До сих пор не создана межведомственная, которая будет эти проекты отбирать. Но и пока её создадут, пока проекты отберут, ключевая ставка поднимется до таких высот что уже и проектное финансирование невозможно будет в соответствующих условиях.
Поэтому надо поставить вопрос о том, что бы правительство как можно быстрее создало эту межведомственную комиссию, и надо что бы представители депутатского корпуса, по крайней мене профильных комитетов входили в эту комиссию и влияли на принятия решений по отбору проектов, которые будут финансироваться за счёт средств ЦБ.
У нас НСВ банк занимает только 1,5% рынка, а он призван поддерживать малый и средний бизнес. К сожалению, его капитализация не позволяет активно работать в этом сегменте. Кредитование малого бизнеса в отличие от крупного сокращается довольно быстрыми темпами. Поэтому, на наш взгляд надо, капитализировать как можно быстрее этот банк и опять же подгонять, что бы он активнее кредитовал малый и средний бизнес.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что мы сообща реализуем предложения президента и получим хороший результат.