Сможет ли Правительство РФ стать «эффективным менеджером» в непростой ситуации с использованием средств из компенсационных фондов строительных СРО?
По мере того как саморегулирование проникает во все новые сферы бизнеса, возрастает и массовый интерес к этой молодой сфере российской экономической жизни. Активнее всего разворачиваются дискуссии в обществе и властных кругах относительно проблем, накопившихся в строительстве - крупнейшей отрасли, отданной государством во власть «свободной» рыночной стихии.
Статистические данные и результаты проверок компетентных органов показывают, что обширные права, которые строители получили в рамках саморегулируемых организаций, не повлекли за собой автоматического повышения уровня оказываемых ими услуг. А, благодаря прорехам в законодательстве, предусмотренный для компенсации возможного ущерба потребителям компенсационный фонд полностью не оправдал возложенные на него функции обеспечения коллективной ответственности членов строительных СРО.
Напомним историю проблемы. Согласно положениям статьи 13 Федерального закона № 315, а также статей 55.16 и 60 Градостроительного кодекса, компенсационный фонд является одним из главных составляющих в системе обеспечения имущественной ответственности саморегулируемых организаций перед третьими лицами. Без взноса в него, невозможно вступление ни в одну из строительных СРО (с полным списком которых можно ознакомиться здесь).
Каждый новый член саморегулируемой строительной организации обязан при вступлении единовременно внести в компфонд сумму от 300 тыс. рублей. По косвенным сведениям, совокупный размер компенсационных фондов строительных СРО давно перевалил за отметку в 100 млрд рублей. А вот выплаты оттуда по случаям субсидиарной ответственности строителей за пять лет составили всего 1% от этой суммы.
Это свидетельствует о наличии глубоких системных проблем в одном из базовых механизмов, связанных с обеспечением эффективной работы саморегулирования в строительстве. Не удивительно, что решение этого вопроса входит в число важнейших задач как для государственных ведомств, так и для представителей бизнес-сообщества.
Само существование компенсационных фондов устраивает большинство членов строительных саморегулируемых организаций. По словам президента НОСТРОЙ Николая Кутьина: «Компенсационный фонд повышает доверие друг к другу среди строительных компаний и является в некоем роде подтверждением квалификации СРО».
Однако хорошая идея наталкивается на ряд законодательных противоречий.
Дело в том, что по закону, компенсационные фонды обязаны размещать свои средства в виде банковских депозитов. Однако оперативно снять средства компенсационного фонда с депозитных счетов банка без нарушения условий их размещения практически невозможно. А запутанные формулировки Градостроительного кодекса сводят все попытки «поиска правды» заказчиком к многолетним судебным тяжбам.
Это автоматически превращает компфонды строительных СРО из инструмента оперативного решения проблем в финансового «истукана», не способного реально улучшить положение дел в отрасли. Более того, требование закона о размещении средств компенсационных фондов, по идее призванное служить их сохранности, на практике приводит к обратному эффекту.
С одной стороны – высокий уровень инфляции приводит к тому, что средства компфондов СРО «тают» на счетах банков с пугающей быстротой без всяких выплат. С другой - низкая инвестиционная квалификация СРО не позволяет им адекватно оценить риски, связанные с надежностью самих финансовых организаций.
В последние годы участились случаи, когда отзыв лицензии или банкротство одного банка ставят под угрозу деятельность многих строительных организаций, возврат средств которых (как юридических организаций) государство сегодня не гарантирует. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с отзывом лицензии у Мастер-банка, где была вложена часть компфонда НП СРО «Содружество строителей» и нескольких других крупных строительных СРО.
Председатель совета союза предпринимателей «Деловая Россия» Михаил Викторов считает проблему взаимоотношений компенсационных фондов и банков одной из самых актуальных для строительных СРО. Эксперт отмечает: «Уравнивать депозиты СРО с депозитами коммерческих фирм или граждан нельзя. Компенсационный фонд должен быть защищен законом от тех негативных явлений, которые можно наблюдать последнее время в банковской сфере».
Выход из сложившейся ситуации был предложен в недавних законодательных инициативах правительства РФ, которые поддержали курс на усиление роли государства в делах саморегулируемых объединений.
В начале февраля текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев своим распоряжением №148-р внес на рассмотрение Госдумы законопроект «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», подготовленный Министерством строительства. В нем говорится о предоставлении государству особых полномочий в сфере размещения финансовых активов из компенсационных фондов СРО, а также установлению четких требований к подобному виду инвестиций.
В частности, средства компфондов предлагается вложить в выпуск инфраструктурных облигаций, поддерживающих реализацию программы «Жилье для российской семьи». Также законом предполагается регулировать инвестиции средств компенсационных фондов таким образом, чтобы они могли гарантировать реализацию механизма солидарной ответственности СРО перед третьими лицами.
Проект федерального закона вызвал живой отклик в профессиональном сообществе. Однако в обсуждениях данной темы на профильных конференциях и круглых столах можно было слышать и нотки здорового скептицизма, свидетельствующие о том, что без основательной доработки и согласования с представителями всех потенциально заинтересованных сторон, этот важнейший для отрасли документ не может быть принят.
Автор: Алексей Петров