Отечественные авиакомпании с 1 сентября 2015 г. могут прекратить свою работу по причине вступлении в силу новых положений закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Соответствующая информация размещена на официальном сайте Ассоциации туроператоров России.
Согласно нормам закона, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ должно осуществляться с использованием баз данных информации, расположенных на территории России.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщает, что в силу объективных причин, это положение не может быть реализовано в сфере гражданской авиации. Свою точку зрения организация отразила в письме, отправленном уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову.
«В настоящее время обработка персональных данных пассажиров в целях бронирования и продажи воздушных перевозок в гражданской авиации осуществляется с использованием глобальных распределительных систем, таких как: Amadeus, Gabriel, Sabre, Galileo, позволяющих осуществлять продажу билетов на рейсы российских авиакомпаний в различных странах. В этой связи, выполнение требований, установленных Законом от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ и в указанные им сроки, не представляется возможным, поскольку требует, как минимум, согласия провайдеров этих систем на их размещение в Российской Федерации», – сказано в письме.
АЭВТ также напомнила, что у российских авиакомпаний заключено множество интерлайн и код-шеринговых соглашений с другими (в том числе зарубежными) авиаперевозчиками. Наши авиакомпании имеют договоры, обеспечивающие продажу авиаперевозок с помощью нейтральных агентов, которые, в свою очередь, используют в качестве инструмента для продажи глобальные распределительные системы. «Это означает необходимость обеспечения интеграции с десятками внешних информационных систем, расположенных по всему миру», – пояснили в ассоциации.
При этом в России нет автоматизированной системы, которая бы позволила бронировать и продавать перевозку на современном уровне и в объёмах, достаточных для удовлетворения потребностей всех российских авиакомпаний. И даже если её создать, перевод в неё крупных авиакомпаний займет несколько лет. «Учитывая приведённые особенности деятельности отечественных авиакомпаний, применение на практике Закона … может привести к остановке с 1 сентября 2015 года продажи и выполнения воздушных перевозок российскими авиакомпаниями, поскольку Закон … устанавливает заведомо невыполнимые требования и возможность для необоснованного привлечения к административной ответственности авиаперевозчиков», – резюмирует АЭВТ.
Ассоциация просит поручить правительству РФ подготовить изменения в Закон, в части установления особенностей его применения в отношении гражданской авиации.