Депутаты государственной думы одобрили в первом чтении законопроект № 599584-6 «О внесении изменений в статьи 173.1 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации», усиливающий ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
Документ предлагает внести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации, позволяющие применять конфискацию орудий, оборудования и иных средств совершения преступления принадлежащих не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим - уведомлённым о характере использования их имущества, для юридических лиц – в лице их управляющих (исполнительных) органов.
Учитывая общую степень опасности, а также международную практику в области уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории законопроектом вводятся следующие квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, с использованием юридических лиц, указанных в статье 173.1 настоящего Кодекса, а также с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок.
На сегодняшний день Уголовное законодательство не предусматривает возможности конфискации средств совершения преступления, если они не принадлежат обвиняемому, что ведет к возможности продолжения преступной деятельности сообществ даже в случае привлечения их членов к уголовной ответственности.
В современных условиях, отмечают авторы законодательной инициативы, наиболее опасными и причиняющими максимальный ущерб государству являются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов сопряженные с использованием подставных юридических лиц (так называемых «технических фирм»), а также с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых (оффшорных) юрисдикциях. Обе разновидности деяния практически во всех случаях связаны с деятельностью организованных преступных групп (сообществ), в том числе международных, профессионально занимающихся пособничеством в уклонении от уплаты налогов и другими видами незаконных финансовых операций. В Российской Федерации такие преступные сообщества тесно связаны с банковским и финансовым сектором и используют правовые и технические возможности, имущество, денежные средства и оборудование банковских и финансовых структур для совершения указанного преступления. Установленная система внутрибанковского контроля не позволяет организованным преступным группам вести свою криминальную деятельность без уведомления и согласия руководящих и исполнительных органов банковских и финансовых структур – то есть осуществляется с их согласия.