Такую возможность не исключают эксперты исследовательского агентства InfraNews. Свой вывод они обосновывают недавним заявлением министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о том, что государство может начать субсидировать доставку выпускаемых на Дальнем Востоке машин в центральные регионы России не только по железной дороге, но и морским транспортом.
По словам министра, соответствующий документ будет подготовлен к середине года, после чего автопроизводители смогут выбирать оптимальный для себя маршрут транспортировки. Это, по мнению Д. Мантурова, усилит конкуренцию между перевозчиками.
Компенсации по доставке автомобилей получает производитель. Так, в текущем году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 3,2 млрд руб. Этого достаточно на перевозку 39 тыс. машин, в среднем по 82 тыс. рублей на единицу транспорта. Бюджетные субсидии автопроизводители отдавали РЖД. Так, российская автомобилестроительная компания «Соллерс» выпустила совместно с японскими производителями на Дальнем Востоке в 2014 году 68 тыс. автомобилей «Toyota» и «Mazda» и перевезла по железной дороге в другие российские регионы 50 тыс. машин. Объём перевозок в 2015 году сохранится на этом же уровне. Теперь ОАО «Соллерс» присматривается к морскому фрахту из Владивостока в Санкт-Петербург, поскольку он почти на 30% дешевле, чем по железной дороге.
Поскольку в России нет судоходной компании, перевозящей автомобили морем, то первыми претендентами на российские бюджетные субсидии на доставку товара покупателю являются японские судовладельцы. Их основные конкуренты находятся в Норвегии.
По подсчётам аналитиков InfraNews, на морскую доставку потребуется не меньше 1,5 месяца, тогда как время в пути по железной дороге в среднем не превышает 10 дней. Более того, железнодорожная перевозка удобна для дистрибуции за счёт разгрузки автомобилей по пути следования железнодорожного состава.