Вдвое увеличилась доля семей, которым пришлось внести коррективы в набор продуктовой корзины в связи с санкциями, выявил Исследовательский холдинг Ромир по итогам апрельского опроса россиян.
Исследовательский холдинг Ромир продолжает следить за реакцией потребителей на введенные в августе 2014 г. продуктовые санкции. Первые два опроса на эту тему были проведены в сентябре и октябре прошлого года. В апреле текущего года респондентам были заданы те же вопросы о замеченности изменений ассортимента магазинов и последовавшими за этим корректировками в составе продуктовой корзины потребителей.
Респондентам в первую очередь был задан вопрос о том, заметили ли они изменения ассортимента на полках магазинов в связи с продуктовыми санкциями. Оказалось, что с момента последнего опроса произошли сдвиги в распределении ответов. Так, об исчезновении с полок магазинов некоторых марок товаров заявили 32% опрошенных, тогда как сразу после введения продуктового эмбарго доля таких ответов составляла 20 — 21%. Соответственно, сократилась доля тех, кто не заметил изменений в ассортименте брендов — с 74% в октябре прошлого года до 63% в апреле нынешнего.
Как и в прошлых опросах, в целом об изменениях на полках чаще, чем в среднем по выборке, говорили жители крупных городов и миллионников, респонденты с высоким доходом.
Респондентам, которые отметили изменения в ассортименте магазинов, был задан вопрос, произошли ли изменения в их продуктовой корзине в связи с этим. Утвердительно на него ответили более половины (53%). Таким образом, делают вывод эксперты Ромир, в пересчете на все население страны получается, что практически каждая пятая семья внесла коррективы в свои продуктовые корзины в связи с санкциями. В октябре же этот показатель был вдвое меньше и составлял 10%.
И в заключении респондентам, корзины которых претерпели изменения из-за санкций, был задан вопрос о том, как они отреагировали на исчезновение привычных марок. 65% респондентов, отвечавших на этот вопрос, признались, что перешли на альтернативные марки взамен исчезнувших, что, казалось бы, меньше доли подобных ответов полгода назад (74%). Однако в пересчете на все население страны получается, что к апрелю текущего года заменили бренды в своей обычной продуктовой корзине 12% россиян, тогда как в октябре таковых насчитывалось порядка 8%.
В настоящее время воздерживаются от покупки альтернативных марок 29% отвечавших на этот вопрос, что в абсолютных цифрах в масштабе всего населения составляет 6 — 7%. Полгода назад, напоминает Ромир, этот показатель равнялся 2,5%.
Рост показателей произошел за счет увеличения доли россиян, заметивших последствия продуктовых санкций и, соответственно, изменивших свои продуктовые корзины в связи с этим.