8 мая 2015 г. в Госдуму РФ внесено два законопроекта о третейском судопроизводстве. Это проект № 788111-6 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и проект № 788159-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"».
Проекты направлены на создание института арбитража (третейского разбирательства) в РФ, чтобы снизить нагрузку на государственные суды, повысить инвестиционную привлекательность России и способствовать деофшоризации российской экономики.
Первый проект призван решить два основных блока вопросов:
- регулирование процедуры третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;
- регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и их деятельности, включая установление минимальных требований к внутренним документам и внутренней организации.
По общему правилу, для функционирования постоянно действующего арбитражного учреждения некоммерческой организации, при которой оно создается, необходимо получить специальное разрешение от Правительства РФ. Единственное исключение предусмотрено для МКАС и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ.
Второй проект предусматривает внесение изменений в АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, Закон «О международном коммерческом арбитраже» и другие нормативно-правовые акты.
В нем определяется порядок проведения государственными судами функций органов содействия и контроля в отношении арбитража (третейского разбирательства), общего указано, какие споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (являются арбитрабельными), а какие не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (являются неарбитрабельными).
В связи с невозможностью определения специальных требований к третейским судам, так называемым арбитражам аd hос, создаваемым для разрешения конкретного спора и действующим вне рамок какого-либо постоянно действующего третейского суда, законопроектом предусмотрен ряд ограничений для таких судов: на их рассмотрение не могут быть переданы корпоративные споры, государственные суды не вправе содействовать в получении доказательств по запросам таких третейских судов и, кроме того, никакие организации, не являющиеся постоянно действующими арбитражными учреждениями, не вправе выполнять отдельные функции по администрированию спора, рассматриваемого таким третейским судом.