Практически каждому депутату приходит огромное количество обращений, связанных со сферой ЖКХ. Граждане просят… Требуют от нас навести порядок в ЖКХ. И мы были вынуждены пойти на беспрецедентные меры в сфере ЖКХ. Впервые за 13 лет мы ввели регулирование предпринимательской деятельности именно в сфере управления многоквартирными домами. Это очень важный и ответственный шаг. И мы пошли на него совершенно осознанно. В соответствии с законодательством с 1 мая 2015 г. управление многоквартирными домами без лицензий не допускается. Согласно концепции реформы теперь нашими домами должны управлять высококвалифицированные профессионалы, обладающие глубокими профессиональными знаниями законодательства и имеющие реальный опыт управления многоквартирными домами.
Вместе с тем, когда мы посмотрели на реальную ситуацию, которая прошла в регионах, она у нас, честно говоря, вызвала серьёзную озабоченность. В ходе лицензирования из регионов к нам поступило огромное количество жалоб как от управляющих компаний, так и от самих граждан. И мы вынуждены были провести первичный мониторинг и были удивлены тем, что по настоящему не имеем полной картины, которая сложилась у нас в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вообще знаем ли мы подлинные результаты данного процесса? Сведения о том, как проходило лицензирование серьёзно разнятся.
Я приведу несколько цифр, они говорят за себя лучше, чем любые слова. В государственной информационной системе (ГИС «ЖКХ») в свободном реестре лицензий, который обязан был быть сформирован государством к 1 мая 2015 г., содержится информация о 1185-ти лицензиях всего лишь. При этом по данной информации сайта Минстроя России лицензию получили около 11 тыс. организаций из 12,5 тыс., которые подали информацию. При этом реестры этих организаций мы не видели. Дома, которыми они управляют, мы тоже не видим.
Обратите внимание, на сайте реформы ЖКХ, это фонда реформирования ЖКХ, информация в соответствии с 731-м постановлением содержится о 15 тыс. организаций. Так сколько всё-таки на самом деле организаций получили лицензии? Странно, но мы не можем сейчас никак ответить на этот вопрос. Во многих субъектах РФ реестры вообще не ведутся. И при этом без реестра управляющая компания не указывает те дома, по которым она осуществляет управление. Ну, естественно нам надо наводить здесь порядок.
Теперь давайте посмотрим, а как на самом деле осуществлялся процесс лицензирования.
Буквально за две недели до окончания лицензирования, на который было отведено 9 месяцев, вы знаете, ребёнка можно родить за это время, так вот, даже президент обратил внимание на то, что подавляющее количество организаций не получило лицензию, в лучшем случае в некоторых регионах одна треть получила. И президент высказал свою озабоченность: а кто же будет управлять многоквартирными домами?
Надо сказать, что в последнее время всё пошло значительно быстрее. В некоторых субъектах на выдачу лицензий отводилось 40 секунд. Серьёзный анализ был проведён за 40 сек.
Естественно, нам надо будет провести серьёзную работу над ошибками и посмотреть, каким образом в регионах был организован этот процесс.
Учитывая, что подавляющее большинство заявок рассматривалось в последние дни, очень многие организации получили немотивированные отказы, но подав в суд теперь по результатам этих отказов, они решения получат уже после 1 мая, и в результате не смогут добиться восстановления в своих правах. Это очень серьёзные вопросы.
Плюс мы были шокированы тем, что для того, чтобы избежать коррупции мы придумали специальный механизм комиссионного принятия решения. Так вот, соответствующие комиссии, в которые должны были войти и профессионалы от органов исполнительной власти, и представители потребителей, и представители предпринимательских организаций, сформированы были из рук вон плохо, и приказ о том, как они должны были быть сформированы, был аннулирован за два дня до окончания лицензий… до окончания срока решения по лицензированию. Почему? Потому что он не зарегистрирован в Минюсте.
Итак, на основании чего принимались решения?
Второй вопрос. А квалификационный экзамен на основании чего проводился? Я скажу вам, коллеги, этот приказ тоже зарегистрирован в Минюсте, но только 25 марта. Это означает, что всё, что происходило до 25 марта, вызывает серьёзные сомнения.
Итак, коллеги, конечно же, этот процесс вызывает серьёзные сомнения. И самую большую озабоченность у нас вызывает то, как был организован процесс раскрытия информации, а он является существенным. Так вот, на сегодняшний момент, как я уже говорила, сайт государственной информационной системы практически не работает. Это означает, что раскрыть информацию наши управляющие компании не могут.
Более того, 731-е постановление менялось дважды за это время, причём в некоторых регионах по-старому проверяли, в некоторых по-новому, а в некоторых и так, и так. Но это совершенно беспрецедентная ситуация, и мы вынуждены обратить на это внимание.
В заключение я хочу сказать, что подавляющее большинство организаций, которые получили лицензию, в настоящий момент имеют колоссальные задолженности, больше 380 млрд задолженности у этих управляющих компаний. Так кому же выдали эти лицензии.
То есть нам придётся сейчас серьёзно пересмотреть эту ситуацию, провести работу над ошибками и вместе с правительством РФ принять соответствующее решение.
Наша фракция вчера приняла решение о создании специальной рабочей группы, которая будет проводить мониторинги в соответствии с законом о парламентском контроле, для того чтобы провести соответствующую работу, внести изменения в законодательство и навести порядок в ЖКХ.