Вчерашнее объявление Банком России о возобновлении валютных интервенций для пополнения международных резервов в размере 100 — 200 млн долл. в день в ИЭП им. Е. Гайдара оценили как сигнал, что ЦБ будет препятствовать дальнейшему укреплению курса рубля.
В своем комментарии к решению Центробанка научный сотрудник Института Гайдара Анна Киюцевская напоминает, что, отказавшись в середине ноября 2014 г. от проведения регулярных валютных интервенций и упразднив интервал допустимых колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины, Банк России фактически объявил о переходе к плавающему валютному курсу.
Как следствие, валютные интервенции регулятор осуществлял в основном в периоды ажиотажного спроса на иностранную валюту со стороны экономических агентов и стремительной девальвации российского рубля в первой половине декабря 2014 г. Среднедневной объем продаж иностранной валюты Банком России в период с 1 по 16 декабря включительно превышал 1 млрд долл.
Однако, отказавшись от интервенций, для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Банк России использовал операции валютного рефинансирования, такие как операции «валютный своп» и РЕПО в иностранной валюте. Данные операции, задолженность по которым в мае превысила 37 млрд долл. США, также вызывают сокращение международных резервов ЦБ РФ. При этом вследствие нормализации геополитической ситуации, а также восстановления цен на нефть с февраля рубль укрепляется, и на текущий момент, полагает эксперт, достиг уровня, который Банк России считает фундаментально обоснованным.
В этой связи принятое Банком России решение о возобновлении с 13 мая регулярных операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке не столько позволит пополнить запас валютных резервов, считает А. Киюцевская, сколько является сигналом экономическим агентам о том, что ЦБ РФ будет препятствовать дальнейшему укреплению курса рубля, которое происходит одновременно с ростом задолженности по операциям валютного рефинансирования и, следовательно, сокращением международных резервов.
При этом она полагает, что данные интервенции сами по себе не окажут существенного воздействия на валютный рынок: «Во-первых, интервенции будут совершаться в весьма незначительных объемах: не более 200 млн долл. в день. Во-вторых, они будут осуществляться равномерно в течение всего торгового дня. В-третьих, данное решение принято в весьма благоприятный момент. Повышение цен на нефть и существенное сокращение чистого вывоза капитала как банками, так и прочими секторами свидетельствуют об увеличении предложения и ослаблении спроса на иностранную валюту, что подтверждает сформировавшийся в марте — апреле восходящий курсовой тренд российского рубля».