9 июня 2015 г. Пленум ВС РФ обсудил проект постановления «О некоторых вопросах применения общих положений части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Проект объемный, состоит из 136 пунктов, и касается различных разделов ГК РФ: основные положения, физические и юридические лица, объекты гражданских прав, сделки и их недействительность, решения собраний, представительство и доверенность.
При обсуждении проекта постановления Лидия Михеева, д.ю.н., профессор, заместитель председателя Совета исследовательского центра частного права при Президенте РФ, обратила внимание на положения, касающиеся принципа добросовестности. По ее словам, идея о запрете недобросовестного поведения становится глубже: в п. 1 говорится, что поведение может быть признано недобросовестным по инициативе суда, то есть суд будет занимать активную позицию. Это идет в унисон с развитием гражданского законодательства. Например, в новых положениях об обязательствах, вступивших в силу с 1 июня 2015 г., в частности, в ст. 333 ГК РФ установлено, что суд также может сам обнаружить признаки недобросовестного поведения стороны и поставить вопрос об уменьшении неустойки.
Ряд положений проекта содержит ответы на вопросы, которые законодатель оставил открытыми. Например, дано разъяснение положения, касающегося отметки о возражении при государственной регистрации прав, которое содержится в ст. 8.1 ГК РФ. Дело в том, что еще при обсуждении этой нормы на стадии законопроекта, против нее высказывалось множество возражений в связи с предположениями о том, что этими отметками будут пользоваться недобросовестные субъекты, препятствующие отчуждению недвижимости. В связи с этим в проекте постановления, по мнению Л.Михеевой, высказана совершенно справедливая мысль: если лицо, по заявлению которого внесена отметка о возражении, в дальнейшем не оспорило зарегистрированное право в суде в установленный срок или в соответствующем иске было отказано, на него может быть возложена обязанность возместить причиненные наличием такой отметки убытки (статья 15 ГК РФ).