Министерством промышленности и торговли РФ приняло решение обеспечить развитие пассажирского речного судостроения и транспорта дополнительными мерами господдержки. Об этом заявил глава ведомства Денис Мантуров в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург.
«В целях обеспечения заказов на строительство новых пассажирских судов класса «река-море» с последующей возможностью передачи их в операционный лизинг транспортным корпорациям мы подготовили решение по поддержке обновления речного флота путём пополнения уставного капитала лизинговых компаний. Эта мера позволит обеспечить рост объёма производства в судостроении и будет способствовать увеличению перевозок наших пассажиров. На эти цели в 2016 году мы рассчитываем выделить около 3,5 млрд рублей», – сказал Д. Мантуров.
Кроме того, Минпромторгом совместно с Минтрансом России в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» с 2017 г. включён механизм поддержки утилизации речного флота. В настоящий момент прорабатываются технические параметры механизма, который будет реализовываться путём предоставления судоходным компаниям судовых утилизационных грантов. Это единовременная выплата компании при сдаче в утиль ветхого флота. Грант можно использовать исключительно для постройки или приобретения нового судна. Всего на реализацию этого механизма поддержки на период с 2017 по 2030 г. запланировано финансирование в объёме более 10 млрд руб.
По сообщению Минпромторга, в настоящее время ведомством предоставляются субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам по банковским кредитам и лизинговым ставкам на приобретение гражданских судов. На данный момент субсидируется около 85 судов. Федеральным бюджетом на 2015 г. предусмотрено выделение почти 68 млн руб. субсидий по кредитам и 569 млн руб. субсидий на лизинг.
За период с 2012 по 2014 гг. в России построено 119 речных, а также речных служебно-вспомогательных и «река-море» судов. В настоящее время на судоверфях идёт строительство 12 пассажирских судов, в том числе - одного круизного на Городецком СРЗ, а также 16 барж, 15 танкеров, 3 сухогруза, 9 дноуглубительных судна, 11 обстановочных судов, 2 буксирных судна.
Напомним, что в начале июня Фонд развития промышленности отобрал первые проекты по созданию импортозамещающих производств, в числе которых были проекты, укрепляющие позиции отечественных производителей на рынке дизельных двигателей для транспортного машиностроения и судостроения.