В Конституционный Суд РФ обратились граждане, имеющие на праве собственности жилые строения на садовых земельных участках, находящихся в черте населенного пункта. По их утверждению, данные строения являются для них единственным возможным местом жительства, а значит, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы.
Отсутствие регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, в т.ч. медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться представленными им льготами.
Органы миграционной службы отказали в регистрации, ссылаясь на положение абз. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 15.04.2001 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон). Согласно указанной норме на садовых участках допускается возведение жилых строений без права регистрации в них.
Суды общей юрисдикции, в которых рассматривались споры граждан, поддержали доводы миграционной службы.
По мнению заявителей, указанная норма не соответствует Конституции РФ и Закону РФ от 25.06.93 № 5242-1, которые гарантируют свободу передвижения выбора места жительства и права на жилище.
Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело, указал, что оспариваемая норма определяет понятие и целевое назначение «садового земельного участка», предназначенного для выращивания сельскохозяйственных культур и отдыха. Она не предусматривает, но в тоже время и не исключает возможность постоянного проживания в жилом строении, возведенном на нем.
В настоящее время изменилось назначение садовых земельных участков. В их состав входят участки, расположенные в зоне застройки жилищным фондом. В частности, застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными домами и иными видами жилых строений.
Одним из критериев определения жилищного фонда является наличие фактической пригодности жилых строений для постоянного проживания. Следовательно, пригодные для проживания жилые строения на садовых участках могут быть отнесены к индивидуальному жилищному фонду.
Правоприменительные органы утверждают, что регистрация по месту жительства возможна только в жилых домах, но не в жилых строениях.
Поскольку законодательство о регистрации граждан по месту жительства не содержит каких-либо оснований для ее отказа, положение абз. 2 ст. 1 Закона также не может являться отказом.
Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что абз. 2 ст. 1 Закона не соответствует Конституции РФ в части ограничения права граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Вместе с тем с принятием данного постановления законодатель будет обязан внести соответствующие изменения в данный Закон.